Детское объединение «Моя малая родина»
ДО «Моя малая родина» (рук. Гусев А.А.)
Участники детского объединения «Моя малая родина» участвуют в деятельности кружка, который имеетимеет туристско - краеведческую направленность.
Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, но и в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи, а также воспитание у обучающихся оригинального, творческого мышления.
Актуальность программы заключается в выполнении социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Возраст обучающихся в детском объединении: обучающиеся 13-15 лет.
Срок реализации программы детского объединения «Моя малая родина»- 1 год.
Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- выдача рабочего материала;
- работа над новым заданием;
- устранение ошибок по ходу выполнения работ;
- оценка проделанной работы;
- домашнее задание.
Формы и режим занятий:
Формы:
- групповая,
- коллективная
- индивидуальная.
Режим:
занятия с обучающимися проводятся:
1 год обучения – 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)
В группе обучаются 10 – 12 человек.
Ожидаемы результаты:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- историю Пристенского района;
- правила поведения на занятиях и технику безопасности;
- методикам исследования традиционной культуры своего края, села.
- Развить навыки экскурсионной деятельности на базе школьной музейной комнаты и достопримечательностей края.
- Как ведётся поиск, сбор и паспортизация материала силами исследовательских коллективов учащихся, педагогов, старожилов.
- Формирование общественной активности и гражданской культуры личности учающихся.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях и правила техники
безопасности;
- правильно пользоваться компьютером;
- правильно читать условные обозначения на схемах и картах;
- подбирать материал интересующей темы;
- самостоятельно находить и делать выводы из краеведческого материала;
Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Пристень – жизнь моя»:
- собеседования;
- беседа;
- наблюдения;
- проведение итогового занятия
- проекты
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Моя малая родина»
- Пополнение фондов музея;
- участие в конкурсах районного и областного уровня.
2.Учебно-тематический план
№ п\п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Кол-во
часов
|
Теор.
|
Пр.
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении.
|
16
|
9
|
7
|
3
|
Методика первичной фольклорной информации
|
14
|
7
|
7
|
4
|
История поселка Пристень
|
23
|
14
|
9
|
5
|
Интерьер крестьянской избы
|
16
|
9
|
7
|
6.
|
Быт и занятия населения края. По материалам школьного краеведческого музейного уголка.
|
27
|
12
|
15
|
7
|
Мой род – моя крепость
|
25
|
11
|
14
|
8.
|
Традиции, обряды нашей местности
|
14
|
9
|
5
|
9.
|
История Пристенского района
|
35
|
20
|
15
|
10
|
Социальное проектирование
|
25
|
6
|
19
|
Итого
|
204 ч.
|
113
|
91
|
|
|
|
|
|
|
3.Содержание программы
Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении (16 ч. )
- Понятие проектно - поискового метода. Актуальность исследовательской работы на современном этапе.
- Проектирование как основа исследовательской деятельности в сфере истории, краеведения и культурологи.
- Требования к выполнению учебной исследовательской работы.
- Виды проектов: исследовательские проекты; творческие проекты; информационные проекты; приключенческие (игровые) проекты; практико-ориентированные проекты; предпринимательские проекты; проекты учебных мини-предприятий; интернет-сайты; дизайнерские проекты; социальные проекты; международные интернет - проекты; проекты для взрослых.
Методика сбора первичной фольклорной информации (14 ч.)
- Постановка целей и задач проекта;
- Методика сбора первичной информации:
а) правила географической конкретности собираемого материала;
б) паспорт собирателя, опросники;
в) паспорт текста и паспорт респондента;
г) состав рабочей группы, распределение ролей.
- Структура и правила оформления проектной деятельности;
- Требования к иллюстративному материалу. Процедура защиты проекта.
История поселка Пристень (23 ч.)
- География родного края. Природа. Животный мир. Водоемы.
- Первые сведения о нашей местности в письменных источниках.
- Планировка поселения. Порядки и улицы.
- Выбор места, леса для строительства дома.
- Изба. Дом. Хоромы.
- Организация помочи.
- Новоселье.
- Экскурсия по Центральной улице.
Интерьер крестьянской избы (16 ч.)
- Начнем от печки. Заготовка дров. Форма печей. Печные мастера. Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень.
- Праздник русской печки.
- Красный угол, его расположение в доме.
- Убранство избы.
- Экскурсия в музей.
Быт и занятия населения края.
По материалам школьного музея (27 ч.)
- Хлеб - всему голова.
- Земледелие.
- Вотчина Верёвкиных.
- Засечный край.
- Сенокосная пора.
- Экскурсия на ж/д.
- В гостях у книги. История ЦРБ.
- Музей им. Н.Ф Ватутина.
- Когда семья вместе, так и душа на месте.
- Дом Детского Творчества. Чаепитие.
Мой род – моя крепость (25 ч.)
- Моя родословная.
- География моего села.
- Семейные истории и реликвии.
- Моя семья в истории моей страны.
- Технологии составления родословной
- Семейный архив.
- Память рода.
- Семейные традиции.
- Праздник семьи.
Традиции и обряды нашей местности (14 ч.)
- Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные
- Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки).
- Религиозные праздники (Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др). Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье, Сретенье, Троица).
- Посещение Храма.
История Пристенского района (35 ч.)
- Морьино
- Клейнмихелево
- Пристень
- От возведения храмов к зодчеству души (церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пристень).
- История образования.
- Источник Преподобного Серафима Саровского.
- Старинная деревянная, к тому же рабочая, водяная мельница.
- Подсобные занятия жителей округи на сахарном заводе.
- Становление советской власти в районе.
- Строительство ж/д. Старый Оскол - Ржава.
- Экскурсия в музей.
- Наши земляки-защитники Родины.
- Книга памяти.
-Наш край после войны.
Социальное проектирование (25 ч.)
Темы проектов для участников объединения:
Тема 1. Возвращение к истокам.
Тема 2. Строительство ж/д. Старый Оскол - Ржава.
Тема 3. Подвиг земляков
Тема 4. Храмы нашей местности.
Тема 5. История ЦРБ.
Тема 6. История станции Ржава.
Тема 7. История появления поселка Пристень.
Тема 8. Клейнмихель и наш край
Тема 9. Народные промыслы
4. Методическое обеспечение
- Тематические материалы школьного краеведческого музейного уголка.
«История Пристени», « Природа края», и др.
- Экспозиции школьного краеведческого музейного уголка «Интерьер крестьянской избы», «Занятия и быт населения», Наш край в годы войны, История станции Ржава, История образования и др.
- Материалы школьного краеведческого музейного уголка «Рекомендации по работе с различными историческими источниками»
- Сценарии и разработки мероприятий в музее.
- Экскурсии и проекты, созданные участниками музея в различные годы.
5. Список используемой литературы для педагога
- Интернет ресурс.
- Материалы музеев.
- Воспоминания старожилов
- «История и современность Курского края» Королёв Б.Н., Курск 2015
- «Организация работы школьно музея» И. В. Гуреева, Курск 2007