Программа ДО " Новое поколение"
$11. Пояснительная записка
Рабочая программа поискового отряда «Новое поколение» составлена в соответствии с
- Конституцией Российской Федерации
- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»
- Конвенции о правах ребенка
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Указа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
- Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Устава МКОУ ДО «ДДТ»
Программа поискового отряда «Новое поколение» имеет туристско-краеведческую направленность.
Новизнаи особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании исторического материала о родном крае через включение подростков в поисково-исследовательскую деятельность не только как пассивных участников, а как активных организаторов всех поисковых мероприятий через совместную деятельность взрослых и детей.
Актуальность программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их деятельность, связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии общих способностей (способность к обучению и труду), творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.), физических способностей, памяти, наблюдательности, ассоциативного и образного мышления обучающихся. Кроме того, программаобусловлена анализом сложившейся ситуацией, связанной с введением ФГОС, которые предусматривают воспитание всесторонне развитой личности, активной гражданской позиции, воспитание патриотизма.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств.
Основные цели и задачи поискового отряда:
воспитательные:
$1· формирование активной гражданской позиции учащихся воспитание патриотизма,
$1· гордости за свою страну, школу, поселок;
$1· формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
познавательные
$1· приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко– краеведческого материала;
$1· овладение основами журналистики и социального анализа;
развивающие
$1· развитие навыков исследовательской и проектной работы,
$1· обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования;
$1· развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы является возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, практически каждый учащийся может найти себя и достичь успеха в определенном виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Работа в поисковом отряде «Новое поколение» становится одним из средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.
Программа поискового отряда «Новое поколение» рассчитана на работу с подростками 14 – 17 лет в течение 1 года. В состав клуба входят учащиеся 8-11 классов МКОУ «СОШ №2 пос. Пристень».
Продолжительность занятия – 45 минут 1 раз в неделю (38 часов в год)
Благодаря тому, что программа органически сочетает в себе лекции, практические занятия, экскурсии, занятия в клубе пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов - личный опыт, интересы, увлечения участников. Успешной организации образовательного процесса способствует ряд мероприятий, направленных на сплочение группы, на формирование доверия друг другу
Формы, методы и приемы работы
1. Формы:
— фронтальная,
— групповая,
— работа в парах,
— работа в малых группах,
— дифференцированно – групповая,
— индивидуальная.
методы:
$1·анализа конкретной ситуации,
$1·метода решения ситуационных и проблемных задач,
$1·метода проектов,
$1·использование ролевых и деловых игр,
$1·дискуссий,
$1·групповой работы,
$1·проблемного, модульного обучения
Режим:
занятия с обучающимися проводятся:
1 год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)
В группе обучаются 15 человек.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Раздел, тема
|
Кол-во часов
|
дата
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Общие правила техники безопасности.
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Специальная техника безопасности.
|
1
|
1
|
|
|
|
Основные сражения и боевые действия Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
|
14
|
12
|
2
|
|
3
|
Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости, Смоленское сражение 1941 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Оборонительные бои Красной Армии под Москвой. Контрнаступление.
|
1
|
1
|
|
|
5
|
Оборона Одессы, Севастополя 1941-1942 г.г., блокада Ленинграда 1941-1944 г.г., трагедия Крымского фронта 1942 г.
|
2
|
2
|
|
|
6
|
Сталинградская битва 1942-1943 г.г. Оборонительная и наступательная операции.
|
1
|
1
|
|
|
7
|
Зимне-весеннее наступление советских войск 1943 г. Образование Курского выступа.
|
2
|
2
|
|
|
8
|
Оборонительная операция советских войск на Курской дуге 5-19 июля 1943 г. Встречный танковый бой в районе Прохоровка 12 июля 1943 г.
|
1
|
1
|
|
|
9
|
Герои Огненной дуги. Подвиги советских воинов и тружеников тыла во время боев на Курской дуге, их значение в победе над врагом. Трудовой подвиг курян
|
2
|
1
|
1
|
|
10
|
Наступательные операции советских войск 19июля -23 августа 1943 г. Операции "Полководец Румянцев", "Полководец Кутузов".
|
2
|
1
|
1
|
|
11
|
Боевые действия советских войск сентябрь-декабрь 1943 г. Кампания 1944 г. Освобождение Украины, Прибалтики, Белоруссии.
|
1
|
1
|
|
|
12
|
Освобождение Восточной Европы 1944-1945 г.г. Берлинская операция 1945 г. Бои советских войск на Дальнем. Востоке, Южном Сахалине, Курильских островах, август 1945 г.
|
1
|
1
|
|
|
|
История вооруженных сил. РККА, вермахт и его союзники.
|
13
|
6
|
4
|
|
13
|
Армия как историческая необходимость государственного строения общества. Вооруженные Силы Германии и ее европейских союзников в 30-е -40- е г.г. XX века. Вооруженные Силы СССР в 30-е -40- е г.г. XX века. Устройство, управление, подчинение.
|
2
|
2
|
|
|
14
|
Подразделения РККА, вермахта и его европейских союзников. Комплектование, устройство, тактика.
|
2
|
2
|
|
|
15
|
Основные виды стрелкового вооружения РККА
|
1
|
1
|
|
|
16
|
Посещение музея-мемориала «Штаб Воронежского фронта»
|
1
|
|
1
|
|
17-18
|
Виды войск РККА, вермахта и союзников
|
2
|
2
|
|
|
19
|
Авиация. Военно-морской флот. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов.
|
1
|
1
|
|
|
20-21
|
Подготовка к работе, работа с ИПМ - 2. Способы обнаружения металлических предметов в грунте. Работа саперным щупом. Обнаружение предмета в грунте щупом. Маркировка обнаруженных предметов.
|
5
|
2
|
3
|
|
|
Взрывоопасные предметы и их классификация.
|
22
|
16
|
6
|
|
22-23
|
Понятие о взрывоопасных предметах (ВОП). Боеприпасы периода Второй мировой войны и их классификация. Взрывчатые вещества (ВВ), применяемые для снаряжения боеприпасов.
|
4
|
4
|
|
|
24
|
Авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, инженерные мины. Назначение и устройство. Самодельные взрывные устройства периода ВОВ.
|
2
|
2
|
|
|
25
|
Ручные и ружейные гранаты, взрыватели и запалы, патроны, химические боеприпасы. Назначение и устройство. Боеприпасы массового поражения (на примере мин 5-1 и 50-2).
|
2
|
2
|
|
|
26-27
|
ВОП, встречающиеся во время поисковых и эксгумационных работ. Сохранность ВОП и степень их опасности. Правила поведения при обнаружении ВОП.
|
4
|
4
|
|
|
28
|
Металлоискатели. Назначение, применение, принцип работы. Правила эксплуатации, меры безопасности при работе с ИПМ -2. Саперный (инженерный) щуп. Назначение, устройство, применение. Меры безопасности при работе с ЩС.
|
5
|
2
|
3
|
|
29-32
|
Подготовка к работе, работа с ИПМ - 2. Способы обнаружения металлических предметов в грунте. Работа саперным щупом. Обнаружение предмета в грунте щупом. Маркировка обнаруженных предметов.
|
5
|
2
|
3
|
|
|
Наградные знаки.
|
5
|
5
|
|
|
32
|
История введения наградных знаков. Наградные знаки в РККА 30-40 г.г. XX века. Медали, ордена, их статуты. Наградные знаки ВОВ. Знаки за ранения. Другие наградные знаки, не имеющие государственного статуса.
|
3
|
3
|
|
|
33
|
Наградные знаки рейхсвера и вермахта (обзорно).
Наградные знаки иностранных государств у военнослужащих РККА. Наградные знаки Венгерской армии
|
2
|
2
|
|
|
|
Технология поисковой работы.
|
72
|
15
|
57
|
|
34
|
Региональные особенности ведения поисковых работ на территории бывших военных действий ВОВ.
|
3
|
3
|
|
|
35
|
Характеристика событий по архивным материалам.
|
10
|
|
10
|
|
36
|
Понятие о классической археологии. Понятие о военной археологии. Прикладная военная археология. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
|
10
|
10
|
|
|
37
|
Система поисковых работ и исследований. Комплексные мероприятия, необходимые для установления личностей военнослужащих, найденных во время поисковых работ. Розыск родственников погибших.
|
20
|
2
|
18
|
|
|
Практические выездные занятия
|
28
|
|
28
|
|
38
|
Итоговое практическое выездное занятие
|
1
|
|
1
|
|
|
Итого
|
128
|
59
|
69
|
|
3. Содержание изучаемого курса
I. Введение.
Поисковые работы и их цель. Историческая справка о поисковом движении. Исторический период, охватываемый работой поисковых объединений. Ознакомление обучающихся с положением о поисковом отряде «Новое поколение». Инструктаж по ТБ, Задание: "Почему я вступил (а) в поисковый отряд."
II. Техника безопасности
Общие правила техники безопасности. Правила поведения в полевом лагере, использования инструментов, транспортных средств. Несение дежурства суточным нарядом в полевом лагере.
Специальная техника безопасности. Правила поведения во время участия в поисковых, эксгумационных работах в зоне бывших военных действий.
III. Основные сражения и боевые действия Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Оборона Брестской крепости, Смоленское сражение 1941 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Оборонительные бои Красной Армии под Москвой. Контрнаступление. Весенне-летняя кампания 1942 г. - трагедия Юго-Западного фронта. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Оборона Одессы, Севастополя 1941-1942 г.г., блокада Ленинграда 1941-1944 г.г., трагедия Крымского фронта 1942 г.
Сталинградская битва 1942-1943 г.г. Оборонительная и наступательная операции. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Зимне-весеннее наступление советских войск 1943 г. Образование Курского выступа. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Подготовка советских и немецких войск к боям на Курской дуге. Планы сторон, соотношение сил. Куряне - фронту. Трудовой подвиг курян.
Оборонительная операция советских войск на Курской дуге 5-19 июля 1943 г. Ход событий, итоги. Вооружение и техника, впервые примененные в ходе Курской битвы.
Герои Огненной дуги. Подвиги советских воинов и тружеников тыла во время боев на Курской дуге, их значение в победе над врагом.
Встречный танковый бой в районе Прохоровка 12 июля 1943 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Наступательные операции советских войск 19июля -23 августа 1943 г. Операции "Полководец Румянцев", "Полководец Кутузов". Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Историческое значение победы советских войск на Курской дуге.
. Боевые действия советских войск сентябрь-декабрь 1943 г. Кампания 1944 г. Освобождение Украины, Прибалтики, Белоруссии.
Освобождение Восточной Европы 1944-1945 г.г. Берлинская операция 1945 г. Бои советских войск на Дальнем. Востоке, Южном Сахалине, Курильских островах, август 1945 г.
IV. История вооруженных сил. РККА, вермахт и его союзники.
Армия как историческая необходимость государственного строения общества. Вооруженные Силы Германии и ее европейских союзников в 30-е -40- е г.г. XX века. Вооруженные Силы СССР в 30-е -40- е г.г. XX века. Устройство, управление, подчинение.
Пехотные (стрелковые) подразделения РККА. Пехотные подразделения вермахта и его европейских союзников. Комплектование, устройство, тактика.
. Специальные пехотные (стрелковые) подразделения. Мотострелковые и моторизованные части. Воздушно-десантные и парашютные части. Авиаполевые подразделения. Морская пехота. Устройство, назначение, тактика.
Основные виды стрелкового вооружения РККА. Виды стрелкового вооружения вермахта. Обзор стрелкового вооружения европейских союзников Германии. Стрелковое оружие пехотных (стрелковых) подразделений: индивидуальное, групповое, специальное, тяжелое
Посещение музея-мемориала «Штаб Воронежского фронта» с целью ознакомления с образцами вооружения. Образцы стрелкового вооружения, встречающиеся при ведении поисковых работ в районах действий ВОВ.
Артиллерия РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика, средства доставки и транспортировки. Тактико-технические характеристики основных типов.
Бронетанковые войска РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика. Тактико-технические характеристики основных типов танков.
Инженерные войска. Войска связи. Войска противовоздушной обороны. Военно-строительные части. Железнодорожные войска. Войска химической защиты. Автомобильные (автотранспортные) войска. Медико-санитарные подразделения. Устройство, назначение, применение.
Авиация. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов.
Военно-морской флот. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов.
Подготовка к работе, работа с ИПМ - 2. Способы обнаружения металлических предметов в грунте. Работа саперным щупом. Обнаружение предмета в грунте щупом. Маркировка обнаруженных предметов.
Выездное практическое занятие.
V. Взрывоопасные предметы и их классификация.
Понятие о взрывоопасных предметах (ВОП). Боеприпасы периода Второй мировой войны и их классификация. Взрывчатые вещества (ВВ), применяемые для снаряжения боеприпасов.
Авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, инженерные мины. Назначение и устройство. Самодельные взрывные устройства периода ВОВ.
Ручные и ружейные гранаты, взрыватели и запалы, патроны, химические боеприпасы. Назначение и устройство. Боеприпасы массового поражения (на примере мин 5-1 и 50-2).
ВОП, встречающиеся во время поисковых и эксгумационных работ. Сохранность ВОП и степень их опасности. Правила поведения при обнаружении ВОП.
Металлоискатели. Назначение, применение, принцип работы. ИПМ - 2 (индукционный полупроводниковый миноискатель). Назначение, применение, устройство. Правила эксплуатации, меры безопасности при работе с ИПМ -2. Саперный (инженерный) щуп. Назначение, устройство, применение. Меры безопасности при работе с ЩС. Правила маркировки обнаруженных предметов.
Подготовка к работе, работа с ИПМ - 2. Способы обнаружения металлических предметов в грунте. Работа саперным щупом. Обнаружение предмета в грунте щупом. Маркировка обнаруженных предметов.
Выездное практическое занятие.
VI. Наградные знаки.
История введения наградных знаков. Наградные знаки в РККА 30-40 г.г. XX века. Медали, ордена, их статуты. Наградные знаки ВОВ. Знаки за ранения. Другие наградные знаки, не имеющие государственного статуса.
. Наградные знаки рейхсвера и вермахта (обзорно).
Наградные знаки иностранных государств у военнослужащих РККА. Наградные знаки Венгерской армии.
VII. Технология поисковой работы.
Региональные особенности ведения поисковых работ на территории бывших военных действий ВОВ.
Характеристика событий по архивным материалам.
Понятие о классической археологии. Понятие о военной археологии. Прикладная военная археология. Методика поисковой работы. Научные технологии, применяемые при проведении поисковых работ.
Система поисковых работ и исследований. Комплексные мероприятия, необходимые для установления личностей военнослужащих, найденных во время поисковых работ. Розыск родственников погибших.
VII. Юридическая подготовка.
Юридическое обоснование ведения поисковых работ. Нормативные документы, регламентирующие поисковые работы. Федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Юридическое взаимодействие образовательной системы и поискового движения в РФ.
. Гражданский и Уголовный кодексы РФ. Понятия "правонарушение", "преступление" и "наказание", их возможность возникновения во время ведения поисковых работ. Профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений во время проведения поисковых экспедиций
VIII. Медико-санитарная подготовка.
Виды травм и их предупреждение. Виды травм, встречающихся в полевых условиях. Оказание доврачебной помощи при получении травм, тепловых ударах, пищевых отравлениях, термических ожогах, несчастных случаях на воде.
Технология оказания первой медицинской помощи: правила обработки ран, наложения: кровоостанавливающих повязок и жгутов, стандартных шин и лубков при переломах, а также использование подручных средств; правила транспортировки пострадавшего.
IX. Личная гигиена в полевых условиях.
Общие правила личной гигиены. Личная гигиена во время проведения поисковых работ и эксгумации. Правила хранения и использования продуктов питания в полевых условиях. Правила питания в полевых условиях.
Необходимые лекарственные средства. Их назначение и применение.
X. Анатомия человека. Строение скелета.
Скелет человека и его строение. Конечности верхние и нижние. Грудной и тазовый отделы. Череп и его строение.
Установление видовой принадлежности костных останков. Различение костных останков по расовым признакам. Установление принадлежности к полу.
Установление возраста и роста по костным останкам. Определение повреждений костных останков. Особенности сохранения костных останков человека в различных почвах.
XI. Специальные средства, применяемые в поисковых работах.
Типы металлоискателей специального назначения, применяемые в Вооруженных Силах и МЧС РФ, а также гражданских ведомствах. ОГФ (ОСР). Устройство, назначение и применение.
Приспособления и технические средства, применяемые на практике в поисковых и эксгумационных работах в различных регионах РФ, СНГ. Устройство, назначение и способы применения.
Биолокация. Понятие о биолокации. Энергетическое поле Земли и человеческие возможности. Биолокация как один из способов ведения поисковых работ. Биолокатор. Устройство, назначение и применение. Энергетические рамки.
XII. Системы радиосвязи.
Организация связи в полевых условиях. Организация связи во время ведения разведки, поисковых работ. Телефон ТА-57 и организация проводной связи.
Организация радиосвязи и правила ведения приема передач. Радиостанции УКВ диапазона, используемые в звене "взвод-рота". Радиостанции типа Р-157. Радиостанции гражданского производства, используемые в поисковых работах.
XIII. Практический и архивный поиск.
Знакомство с работой Государственного архива г.Курска. Определение направления (темы) архивного поиска. Ведение практического поиска. Поиск необходимых документов. Копирование найденных материалов.
Подведение итогов, систематизирование и анализ собранного материала, составление архивной папки.
XIV. Курский край - краткий историко-географический курс.
Курский край исторически сложившаяся часть государства. Административное деление Курской области. Административные центры. Изучение карты Курской области. Географическое положение. Гидрография, рельефы. Флора. Транспортная система, транспортные узлы. Деловая игра: "История названия города", "Самый молодой и старый город", "История топонимики ".Курский край в период 1941-1945 гг. Понятия тыл, фронт, оккупированные территории.
XV. Туристическая подготовка.
Изучение родного края. Методика ведения дневника. Фотографирование, зарисовка, составление паспортов изучаемых объектов. Выбор места для лагеря (бивуака).
Выбор места для установки палатки. Установка палатки. Выбор мест для приготовления пищи, мытья посуды, хранения продуктов, сбора пищевых отходов и мусора, туалета, и их оборудование. Охрана лагеря в дневное и ночное время.
Туристическое снаряжение поисковика. Индивидуальное и групповое снаряжение. Распределение группового снаряжения. Индивидуальное и групповое туристическое и поисковое снаряжение, необходимое в полевых условиях.
Деловая игра: "Рюкзак поисковика". Порядок укладки и снаряжения рюкзака. Охрана природы на местах стоянки базовых, временных, выездных лагерей, а также в местах ведения работ.
Тренировка установки палатки в условиях непогоды. Сооружение простейших однодневных укрытий из подручных средств. Порядок и способы разведения костра. Типы костров. Правила пожарной безопасности в поле и в лесу.
XVI. Топографическая подготовка.
История создания карт. Классификация карт. Масштаб. Содержание карт. Топографические знаки. Координатная сетка. Деловая игра: "Прочти карту".
. Общая картография. Специальная картография (навигационные карты и т.д.). Карты, составленные посредством аэрофотосъемки. Карты, составленные с помощью инструментальной и полуинструментальной съемки.
Военная топография. Военные карты. Карты, схемы, карты-схемы боевых действий.
Рабочая карта и правила ее ведения. Составление схем местности. Деловая игра: "Что говорит карта". Составление рабочих карт (схем) и их прочтение.
Ориентирование карты (схемы) по месту. Определение местоположения. Стандартные ошибки при ориентировании карты (схемы) на местности. Способы их избежание, исправления.
Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта. Магнитный компас. Обращение и работа с магнитным компасом.
XVII. Учебно-тренировочное комплексное занятие "Поисковый маршрут".
Снаряжение и экипировка поисковика. Индивидуальная подгонка снаряжения. Категории Вахт Памяти -поисковых экспедиций. Палатки: назначение, устройство, эксплуатация, их подбор для поисковых экспедиций различных категорий. Спальные мешки. Оборудование спального места.
Практическое. Страховка и работа с веревкой, Траверс склона. Прохождение по пересеченной местности. Организация привалов и ночлегов. Простейшие укрытия. Костры и очаги. Установка палатки.
Выездное практическое занятие.
4.Планируемые результаты
В процессе обучения учащиеся должны научиться применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
$1· поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
$1· формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм;
$1· применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
$1· социальной адаптации и выбора сферы профессиональной подготовки, будущей сферы деятельности после окончания средней школы,
$1· сохранения духовного и культурного наследия России, Курского края, своей малой родины,
$1· передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся школы.
В результате обучения воспитанники должны овладеть следующимикомпетентностями:
Ценностно-смысловые компетенции:
$1· иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
$1· владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
$1· уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
$1· оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
$1· ставить цель и организовывать ее достижение;
$1· самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
$1· решать учебно-познавательные проблемы;
$1· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
$1· самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
$1·владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
$1·выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
$1·владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
$1·владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
$1· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
$1·самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
$1·ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
$1·иметь опыт ориентации в природной среде;
$1·знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
$1· знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
$1· владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
5.Способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формы подведения итогов реализации программы.
Формы контроля:
- собеседования;
- индивидуальные консультации;
- беседа;
- наблюдения;
- итоговые занятия.
Виды контроля:
- предварительный (входящий);
- промежуточный;
- итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговые занятия;
- конференция;
- поисковые работы
- оформление исследовательской папки
6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- подборка литературы по направлению дополнительной программы;
- ТСО (компьютер, принтер),
- кабинет для занятий с обучающимися,
- оборудование для проведения поисковых работ
7. Список литературы
$11. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов. М., 2002 г.
$12. Организация деятельности общественного объединения в школе. Методические рекомендации. М., 1999г.
$13. Черногоров А. Воспитание детей на лучших образцах гражданственности и патриотизма. Народное образование. М., 2007г., №3., стр. 24-32
$14. КумицкаяТ.М. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание, Москва, «Вако» 2009г.
$15. Выршиков А.В. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, Москва, «Глобус» 2007г.
$16. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе.
$17. В.М. Видякин Волгоград, «Учитель», 2007г.
$18. Тисленкова И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Волгоград, «Учитель», 2007г.
$19. Видякин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе. Волгоград, «Учитель», 2006г.
$110. Побединская Л.А. Дни воинской славы России, Москва Творческий центр «Сфера», 2007г.
$111. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград, «Учитель», 2006г.
$112. Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь. Волгоград, «Учитель», 2007г.
.