Программа ДО "Затейник"
$11. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения «Затейник» составлена в соответствии с
$1· Конституцией Российской Федерации
$1· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34);
$1· Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»
$1· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
$1· Устава МКОУ ДО «ДДТ»
$1· Образовательной программой муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее МКОУ ДО «ДДТ») на 2020-2021 учебный год.
Программа детского объединения «Затейник» (развивающие игры)имеет социально-педагогическую направленность.
Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современного образования — развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценного, самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Ребёнок 7 -9 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информированном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление и творческие способности.
В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Программа кружка «Затейник» (развивающие игры)разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка, носит комплексный характер; способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.
Цель программы
Планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к познанию.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своимкачествам;
- формирование умения работать в группе.
Образовательные:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их
способностей;
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловойпамяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным
указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
Здоровьесберегающие:
- создавать условия для развития гармоничной личности;
- приобщать к здоровому образу жизни.
Актуальность данной программы заключается и в том, что в современное время дети учатся поразвивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучениямышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становитсяопределяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюденияпедагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийсяучиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, всредних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений врешении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающихполноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивыхпознавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическоемышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решениенестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмовразвития мышления. Систематические развивающие занятия могут помочь в решении данныхактуальных проблем современной начальной школы.
Возраст обучающихся в детском объединении: 7 – 9лет.
Срок реализации программы развивающие игры «Затейник» –1 год.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Основные этапы занятий по программе:
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную изаключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительныхопераций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоениезнаний невозможно.«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе детиотвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитанына сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.Продолжительность основной части – 25-30 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооцениванииучащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или педагог объясняет, в чём онизаключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученикасубъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннееон становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Формы и режим занятий. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания и наблюдательности;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец; развитие мелких мышц кистей рук;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Отличительной особенностью программы «Развивающие игры» является развитиепознавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзнаяработа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшимшкольникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияниена развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическоевыполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах иконкурсах.
Режим. Занятия с обучающимися проводятся: 4 часа в неделю (по 1 часу).
В группеобучаются– 15 человек.
$12. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Введение в программу
|
4
|
1
|
3
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
1
|
|
2
|
Начальная диагностика (тестирование)
|
3
|
|
3
|
|
Развивающие занятия
|
133
|
|
133
|
3
|
Времена года
|
1
|
|
1
|
4
|
Собираем пирамиду
|
1
|
|
1
|
5
|
Рисуем цветик-семи цветик
|
1
|
|
1
|
6
|
Разноцветный кубик
|
1
|
|
1
|
7
|
Игра «Пифагор»
|
4
|
|
4
|
8
|
Золотой листопад
|
1
|
|
1
|
9
|
Бригада лесной «скорой помощи»
|
1
|
|
1
|
10
|
Сказочные фанты
|
1
|
|
1
|
11
|
Сказочные фанты – 2
|
1
|
|
1
|
12
|
Игра «Внимание»
|
4
|
|
4
|
13
|
Игра «Колумбово яйцо»
|
2
|
|
2
|
14
|
Бабочек весёлый хоровод
|
1
|
|
1
|
15
|
Для чего нужны нам глазки
|
1
|
|
1
|
16
|
Животные с книжных страниц
|
1
|
|
1
|
17
|
Ох, уж этот ветер
|
1
|
|
1
|
18
|
Игра «Внимание угадай»
|
4
|
|
4
|
19
|
Логические задачи на поиск недостающих фигур
|
4
|
|
4
|
20
|
Музыкальный урок ведёт колобок
|
1
|
|
1
|
21
|
Клуб «Выручай-ка»
|
1
|
|
1
|
22
|
Теремок
|
1
|
|
1
|
23
|
Тропою колобка
|
1
|
|
1
|
24
|
Игра «Танграм»
|
4
|
|
4
|
25
|
Дорога в снежный городок
|
1
|
|
1
|
26
|
В снежном городке.
|
1
|
|
1
|
27
|
В мире любимых сказок
|
1
|
|
1
|
28
|
О дружбе
|
1
|
|
1
|
29
|
Игра «Сложи квадрат»
|
4
|
|
4
|
30
|
Узнай меня!
|
1
|
|
1
|
31
|
О здоровье
|
1
|
|
1
|
32
|
Лепим снеговика
|
1
|
|
1
|
33
|
Зима в лесу
|
1
|
|
1
|
34
|
Головоломки с палочками
|
6
|
|
6
|
35
|
Тише, пожалуйста!
|
1
|
|
1
|
36
|
Спешим на помощь Бабке Ёжке
|
1
|
|
1
|
37
|
Букет для Русалочки
|
1
|
|
1
|
38
|
Таблицы Шульте
|
4
|
|
4
|
39
|
Поговорим о собаках
|
1
|
|
1
|
40
|
О кошках и собаках
|
1
|
|
1
|
41
|
Лабиринты
|
4
|
|
4
|
42
|
«Как Зайчик Барсучка напугал»
|
1
|
|
1
|
43
|
Посидим рядом, да поговорим ладом
|
1
|
|
1
|
44
|
Курсы для начинающих поварят
|
1
|
|
1
|
45
|
Игра «Точечки»
|
4
|
|
4
|
46
|
Игры с шашками. Игра «Переставь шашки»
|
3
|
|
3
|
47
|
Мини-шашки 5х5
|
1
|
|
1
|
48
|
Мини-шашки 6х6
|
2
|
|
2
|
49
|
Простые уголки 4х4
|
1
|
|
1
|
50
|
Простые уголки
|
2
|
|
2
|
51
|
Диагональные уголки
|
1
|
|
1
|
52
|
День космонавтики
|
1
|
|
1
|
53
|
Качества характера
|
1
|
|
1
|
54
|
Обычные шашки
|
3
|
|
3
|
55
|
Русские обратные шашки (поддавки)
|
3
|
|
3
|
56
|
Игра «Сложи узор»
|
6
|
|
6
|
57
|
Сказочная путаница
|
1
|
|
1
|
58
|
Профессий много есть на свете
|
1
|
|
1
|
59
|
Игра «На что это похоже?»
|
4
|
|
4
|
60
|
Что за праздник без цветов?
|
1
|
|
1
|
61
|
Тропинка
|
1
|
|
1
|
62
|
Игра «Только одно свойство»
|
4
|
|
4
|
63
|
«Девочка и разбойники»
|
1
|
|
1
|
64
|
Час занимательных заданий
|
1
|
|
1
|
65
|
Игра «Перевёртыши»
|
4
|
|
4
|
66
|
О Крокодиле Гене и Чебурашке
|
1
|
|
1
|
67
|
Утренние лучи
|
1
|
|
1
|
68
|
Ромашка
|
1
|
|
1
|
69
|
Игра «Кубики для всех»
|
6
|
|
6
|
70
|
Игры с движением и речевым сопровождением
|
3
|
|
3
|
71
|
Подвижные игры на внимание
|
3
|
|
3
|
|
Итоговое занятие
|
3
|
|
3
|
72
|
Итоговая диагностика (тестирование)
|
2
|
|
2
|
73
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
140
|
1
|
139
|
$13. Содержание изучаемого курса
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, педагог получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом кружок «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.
Курс включает в себя следующие направления:
$1· формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
$1· развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
$1· развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
$1· развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
$1· формирование учебной мотивации;
$1· развитие личностной сферы.
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Практические занятия. Логические задачи на поиск недостающих фигур, головоломки со спичками (с палочками).Игры: «Пифагор», «Внимание», «Танграм», «Внимание–угадай-ка», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Только одно свойство», «Точечки», «Сложи узор», «Таблицы Шульте», «Лабиринты», «Кубики для всех», игры с шашками, игры с движением.
№ п/п
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение в программу
|
4
|
2
|
Развивающие занятия:
|
133
|
3
|
Тематические занятия
|
43
|
4
|
Игра «Пифагор»
|
4
|
5
|
Игра «Внимание»
|
4
|
6
|
Игра «Колумбово яйцо»
|
2
|
7
|
Игра «Внимание угадай-ка»
|
4
|
8
|
Логические задачи на поиск недостающих фигур
|
4
|
9
|
Игра «Танграм»
|
4
|
10
|
Игра «Сложи квадрат»
|
4
|
11
|
Головоломки со спичками (с палочками).
|
6
|
12
|
Таблицы Шульте
|
4
|
13
|
Лабиринты
|
4
|
14
|
Игра «Точечки»
|
4
|
15
|
Игры с шашками
|
16
|
16
|
Игра «Сложи узор»
|
6
|
17
|
Игра «На что это похоже?»
|
4
|
18
|
Игра «Только одно свойство».
|
4
|
19
|
Игра «Перевёртыши»
|
4
|
20
|
Игра «Кубики для всех»
|
6
|
21
|
Игры с движением
|
6
|
22
|
Итоговое занятие
|
3
|
|
Итого:
|
140
|
$14. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
$1· принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
$1· принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
$1· антонимы и синонимы;
$1· названия геометрических фигур и их свойства;
$1· принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
$1· определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
$1· путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
$1· решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
$1· быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
$1· выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал восприятия,
$1· выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
$1· уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата;
$1· концентрировать, переключать своё внимание;
$1· копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительныйобраз;
$1· самостоятельно выполнять задания;
$1· осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
$1· решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
$1· находить несколько способов решения задач;
$1· работать в группе.
$15. Способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Способы проверки знаний и умений обучающихся.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихсяпроводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом коллектива.
Виды контроля знаний и умений:
- предварительный (входящий);
- промежуточный;
- итоговый.
Формы контроля знаний и умений:
$1· Игры в парах и малых группах
$1· Тестирование
$1· Игры-соревнования
$1· Викторины
$1· Практические работы
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
$16. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Наглядные пособия (схемы, таблицы, рисунки). Карточки с ребусами. Карточки с подбором заданий по изучаемой теме.
Игры и игрушки:
«Танграм», «Внимание–угадай-ка», «Колумбово яйцо», «Внимание», «Пифагор», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Таблицы Шульте», «Только одно свойство», «Точечки», «Кубики для всех», шашки.
Наборы счётных палочек. Наборы цветных карандашей, тетради для выполнения заданий, простой карандаш, ручка.
ТСО (компьютер, принтер, сканер, экран, мультимедийный проектор),
кабинет для занятий с обучающимися.
7. Список литературы
$11. Л. В. Мищенкова «Речь, логика, память, внимание, воображение». Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.
$12. Л. В. Мищенкова «Речь, логика, память, внимание, воображение». Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.
$13. Ирина Коваль «Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет».– Харьков–Белгород : ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010. – 256 с.
$14. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры» – Москва «Просвещение», 1990 – 160 с.
$15. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – Москва «Просвещение», 1985 – 96 с.
$16. А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко, Д. А. Строгова, С. В. Голощапова «Логические игры и задачи на уроках математики» – Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
$17. А. З. Зак «Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет». – Москва «Аркти», 2001 – 144 с.
$18. И. Г. Сухин «Книга затей для учеников и учителей», 1-4 классы. – Москва «Астрель», 2004 – 240 с.
$19. Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров «Забавная арифметика» – Москва «Наука», 1991 – 128 с.
Г. И. Григорьева «Логика в начальной школе. Факультативный курс во 2 классе»–Волгоград «Учитель-АСТ», 2