Программа ДО "Начальное моделирование"
Пояснительная записка.
Рабочая программа детского объединения «Начальное моделирование» составлена в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации
- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»
- Конвенции о правах ребенка
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Указа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
- Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Устава МКОУ ДО «ДДТ»
Программа детского объединения имеет художественную направленность.
Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, но и в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи, а также воспитание у обучающихся оригинального, творческого мышления.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин и механизмов. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Настоящая программа предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения «Юные техники».
Существующие программы по техническому творчеству делают упор на работу детей с конструкторами «Лего». Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами с помощью линейки, карандаша, циркуля, ножниц, клея «ПВА» и «Титан». Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Оформление изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую фантазию и закреплять творческие знания, полученные на занятии. Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования.
Цели и задачи программы
Цель: развитие личности ребенка посредством вовлечения его в творческую деятельность по созданию динамических (подвижных) и неподвижных (стендовых) моделей, формирования технических знаний, раскрытия творческих способностей обучающихся.
Задачи :
Обучающие – обучение основам работы в области конструирования и моделирования; подготовка к занятиям специальным моделированием судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, радиотехника и т.д.; обучение приемам работы с инструментами, умению планирования своей работы, приёмам разметки, приемам установления причинной зависимости, приёмам и технологии изготовления несложных конструкций;
Воспитывающие - воспитание уважения к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля, формирование чувства коллективизма;
Развивающие - развитие у детей технического мышления, образного мышление, точности в работе и трудолюбия, создание условий к саморазвитию обучающихся, исследовательской деятельности в работе с различным материалом.
Особенности программы.
Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят выполнению различных поделок и моделей планеров, самолетов, кораблей, автомобилей из картона, пенопласта, конструктора для того, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях в объединениях повышенной сложности.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый воспитанник имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него.
Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы: 7-16 лет
Сроки реализации программы:1 года.
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- выдача рабочего материала;
- работа над новым заданием;
- устранение ошибок по ходу выполнения работ;
- оценка проделанной работы;
- домашнее задание.
Формы и режим занятий:
Формы:
- групповая,
- коллективная
- индивидуальная.
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (иллюстрация, демонстрация),
- практические,
- объяснительно – иллюстративные,
- частично поисковые,
- игры, конкурсы, викторины
- экскурсии,
- работа с литературой.
Режим:
занятия с обучающимися проводятся:
1 год обучения – 2 часа в неделю (2 раза по 2 часа)
В группах обучаются 10 – 12 человек
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие. Правила по безопасной работе на занятиях. Материалы и инструменты.
|
1
|
3
|
2
|
2
|
Рисунок «Мир, техника, дети».
|
|
1
|
1
|
3
|
Технические понятия, первоначальные и графические знания и умения. Занятие-зачёт.
|
2
|
9
|
11
|
4
|
Работа с бумагой. Правила работы с
бумагой. Проведение игр и
соревнований с поделками.
|
5
|
20
|
25
|
5
|
Оригами.
|
2
|
18
|
20
|
6
|
Аппликация.
|
2
|
14
|
16
|
7
|
Изготовление поделок из бумаги и картона . Изготовление макетов
и моделей из плоских деталей. Занятие-экскурсия «Конструкции различных машин и механизмов».
|
2
|
16
|
20
|
8
|
Изготовление объёмных макетов и моделей. Занятие-зачёт.
|
2
|
16
|
18
|
9
|
Изготовление игрушек и макетов с применением бросового материала. Занятие- зачёт.
|
2
|
14
|
16
|
10
|
Заключительное занятие.
Итоговая выставка.
Занятие-аукцион.
|
1
|
14
|
15
|
11
|
Участие в выставках, конкурсах, мастер-классах.
|
|
|
В течение года
|
|
Итого:
|
19
|
125
|
144
|
Содержание программы дополнительного образования детей
Содержание, методы и приёмы обучения, по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как оказывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый обучающийся. В общем виде почти каждое занятие состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи.
Показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс - немедленно смастерить то же самое. Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет- поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится;
2. Исполнение.
Для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с воспитанниками на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка;
3. Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работы
выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия
участвуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставке по окончании учебного года и городской выставке технического творчества.
На первом году обучения после первых же занятий начинается дифференцирование группы по способностям и склонностям воспитанников. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности воспитанникам предлагается сотрудничество с техническими объединениями различной направленности, к примеру: в создании механической или радиофицированной игрушки.
На занятиях воспитанники знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приёмами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий. Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах
воплощения- с целью получения неожиданных и остроумных решений.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике объединения.
В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь воспитанника от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только «вовне» на создание новых идей, разработок, но и
«вовнутрь», на самопознание и созидание своего «Я», новых возможностей разума и воли. На занятиях развивается:
-мелкая моторика рук;
-образное и логическое мышление;
-зрительная память;
-дизайнерские способности;
-внимание;
-аккуратность в выполнении работ.
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
1.Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию;
3. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству, обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я - концепции» личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Содержание, методы и приёмы обучения, по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.
Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно найти способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый обучающийся. В общем виде
почти каждое занятие состоит из следующих этапов:
Постановка задачи:
Показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс - немедленно смастерить то же самое. Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет- поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится.
Исполнение:
Для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с воспитанниками на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка.
Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работы
выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия
участвуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставке по окончании учебного года и городской выставке технического творчества.
В начале обучения после первых же занятий начинается дифференцирование группы по способностям и склонностям воспитанников. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности воспитанникам предлагается сотрудничество с техническими объединениями различной направленности, к примеру: в создании механической или радиофицированной игрушки.
На занятиях воспитанники знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приёмами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий. Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах воплощения- с целью получения неожиданных и остроумных решений.
Возраст воспитанников в группе второго года обучения: 8-9 лет, количество детей составляет 12- 15 человек (по Уставу). Объединение работает 2 раза в неделю, 3 часа в неделю.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, эстетического и физического потенциалов личностей воспитанников, на развитие их индивидуальных особенностей следует использовать разнообразные формы:
- занятие-зачёт;
- занятие-соревнование;
- интегрированное занятие;
- занятие-игра;- занятие-путешествие.
Планируемые результаты
В результате 1-го года обучения по данной программе предполагается, что воспитанники получат основные:
- умения самостоятельно пользоваться инструкциями для изготовления
поделок;
- умения планировать порядок рабочих операций;
- умения производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления;
- умения постоянно контролировать свою работу;
- умения изготавливать несложные модели;
- умения пользоваться простейшими инструментами;
- владения навыками работы с бумагой и картоном;
- владения навыками работы с бросовым материалом;
- владения приёмами самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления;
- знания основных понятий из черчения;
- знания основных геометрических фигур;
- знания основных терминов из технического моделирования;
- знания отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;
- знания закономерностей построения развертки технических объектов.
Должны знать новые слова: рабочее место, материал, инструмент, план,
конструкция, деталь, квадрат, овал, плоскость, ребро, разметка, шаблон, трафарет, развёртка, оригами, аппликация, болтовое соединение, отвёртка, гаечный ключ; бумага: самоклеющаяся, бархатная, гофрированный картон, клей ПВА.
Должны знать новые слова: прямой угол, вертикаль, горизонталь, диагональ, симметричная фигура, центр тяжести, наждачная бумага, пенопласт, бумага: глянцевая, матовая, ватман, копировальная, калька, клей ПВА, «Титан».
Проверка усвоения и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы производится в следующих формах:
- собеседования с обучающимися по окончании каждой главной темы, и в конце учебного года;
- анкетирования и тестирования в течение года;
- участия в выставках, конкурсах и викторинах;
- участия в выставке технического творчества различного уровня.
Режим работы каждый учебный год может меняться в зависимости от тарификационного плана.
Способы и Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
выставки, мастер-классах, конкурс
Список литературы.
$11. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007.
$12. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1998.
$13. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 2007.