ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Программа ДО "Начальное моделирование"

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа детского объединения «Начальное моделирование» составлена в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации

- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»

     - Конвенции о правах ребенка

     - ФЗ «Об образовании в РФ»

     - Указа «О национальной стратегии действий в интересах  детей на 2012-2017 гг.»

     - Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

     - Устава МКОУ ДО «ДДТ»

Программа  детского объединения  имеет  художественную направленность.

Новизна данной программы заключается  не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, но и  в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи, а также воспитание у обучающихся оригинального, творческого мышления.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин и механизмов. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Настоящая программа предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения «Юные техники».

Существующие программы по техническому творчеству делают упор на работу детей с конструкторами «Лего». Это вполне обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения, работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами с помощью линейки, карандаша, циркуля, ножниц, клея «ПВА» и «Титан». Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Оформление изделий позволяет воспитанникам развивать свою творческую фантазию и закреплять творческие знания, полученные на занятии. Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, их назначение и правила пользования.

Цели и задачи программы

Цель: развитие личности ребенка посредством вовлечения его в творческую деятельность по созданию динамических (подвижных) и неподвижных (стендовых) моделей, формирования технических знаний, раскрытия творческих способностей обучающихся.

Задачи :

Обучающие – обучение основам работы в области конструирования и моделирования; подготовка к занятиям специальным моделированием судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, радиотехника и т.д.; обучение приемам работы с инструментами, умению планирования своей работы, приёмам разметки, приемам установления причинной зависимости, приёмам и технологии изготовления несложных конструкций;

Воспитывающие - воспитание уважения к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля, формирование чувства коллективизма;

Развивающие - развитие у детей технического мышления, образного мышление, точности в работе и трудолюбия, создание условий к саморазвитию обучающихся, исследовательской деятельности в работе с различным материалом.

Особенности программы.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят выполнению различных поделок и моделей планеров, самолетов, кораблей, автомобилей из картона, пенопласта, конструктора для того, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях в объединениях повышенной сложности.

Программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый воспитанник имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него.

Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы: 7-16 лет

 Сроки реализации программы:1 года.

                     Основные этапы занятий по программе:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- выдача рабочего материала;

- работа над новым заданием;

- устранение ошибок по ходу выполнения работ;

- оценка проделанной работы;

- домашнее задание.

                                        Формы и режим занятий:
    Формы:

    - групповая,

- коллективная        
    - индивидуальная.

Методы и приемы организации образовательного процесса:
 -  словесные (рассказ, беседа),
 -  наглядные (иллюстрация, демонстрация),
 - практические,
 -  объяснительно – иллюстративные,
 -  частично поисковые,
 -  игры, конкурсы, викторины

 -  экскурсии,
 -  работа с литературой.

Режим:

занятия с обучающимися проводятся:

1 год обучения – 2 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

    В группах обучаются 10 – 12 человек

Учебно-тематический план 1 год обучения

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Правила по безопасной работе на занятиях. Материалы и инструменты.

1

3

2

2

Рисунок «Мир, техника, дети».

 

1

1

3

Технические понятия, первоначальные и графические знания и умения. Занятие-зачёт.

2

9

11

4

Работа с бумагой. Правила работы с

бумагой. Проведение игр и

соревнований с поделками.

5

20

25

5

Оригами.

2

18

20

6

Аппликация.

2

14

16

7

Изготовление поделок из бумаги и картона . Изготовление макетов

и моделей из плоских деталей. Занятие-экскурсия «Конструкции различных машин и механизмов».

2

16

20

8

Изготовление объёмных макетов и моделей. Занятие-зачёт.

2

16

18

9

Изготовление игрушек и макетов с применением бросового материала. Занятие- зачёт.

2

14

16

10

Заключительное занятие.

Итоговая выставка.

Занятие-аукцион.

1

14

15

11

Участие в выставках, конкурсах, мастер-классах.

   

В течение года

 

Итого:

19

125

144

 Содержание программы дополнительного образования детей

Содержание, методы и приёмы обучения, по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как оказывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый обучающийся. В общем виде почти каждое занятие состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи.

Показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс - немедленно смастерить то же самое. Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет- поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится;

2. Исполнение.

Для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с воспитанниками на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка;

3. Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работы
выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия
участвуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставке по окончании учебного года и городской выставке технического творчества.

На первом году обучения после первых же занятий начинается дифференцирование группы по способностям и склонностям воспитанников. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности воспитанникам предлагается сотрудничество с техническими объединениями различной направленности, к примеру: в создании механической или радиофицированной игрушки.

На занятиях воспитанники знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приёмами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий. Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах
воплощения- с целью получения неожиданных и остроумных решений.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике объединения.

В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь воспитанника от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только «вовне» на создание новых идей, разработок, но и

«вовнутрь», на самопознание и созидание своего «Я», новых возможностей разума и воли. На занятиях развивается:

-мелкая моторика рук;

-образное и логическое мышление;

-зрительная память;

-дизайнерские способности;

-внимание;

-аккуратность в выполнении работ.

При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

1.Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию;

3. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству, обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я - концепции» личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Содержание, методы и приёмы обучения, по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно найти способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый обучающийся. В общем виде

почти каждое занятие состоит из следующих этапов:

Постановка задачи:

Показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс - немедленно смастерить то же самое. Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет- поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится.

Исполнение:

Для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с воспитанниками на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка.

Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работы

выставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятия

участвуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставке по окончании учебного года и городской выставке технического творчества.

В начале обучения после первых же занятий начинается дифференцирование группы по способностям и склонностям воспитанников. Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности воспитанникам предлагается сотрудничество с техническими объединениями различной направленности, к примеру: в создании механической или радиофицированной игрушки.

На занятиях воспитанники знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приёмами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий. Специфическим для данной программы стал элемент фантазирования, поставленного на деловую основу. Фантазирование присутствует не только на первом этапе замысла, но и на всех последующих этапах воплощения- с целью получения неожиданных и остроумных решений.

Возраст воспитанников в группе второго года обучения: 8-9 лет, количество детей составляет 12- 15 человек (по Уставу). Объединение работает 2 раза в неделю, 3 часа в неделю.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, эстетического и физического потенциалов личностей воспитанников, на развитие их индивидуальных особенностей следует использовать разнообразные формы:

- занятие-зачёт;

- занятие-соревнование;

- интегрированное занятие;

- занятие-игра;- занятие-путешествие.

Планируемые  результаты

  В результате 1-го года обучения по данной программе предполагается, что воспитанники получат основные:

умения самостоятельно пользоваться инструкциями для изготовления
поделок;

умения планировать порядок рабочих операций;

умения производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления;

умения постоянно контролировать свою работу;

умения изготавливать несложные модели;

умения пользоваться простейшими инструментами;

владения навыками работы с бумагой и картоном;

владения навыками работы с бросовым материалом;

владения приёмами самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления;

знания основных понятий из черчения;

знания основных геометрических фигур;

знания основных терминов из технического моделирования;

знания отдельных видов и марок водного, воздушного и наземного транспорта;

знания закономерностей построения развертки технических объектов.

Должны знать новые слова: рабочее место, материал, инструмент, план,
конструкция, деталь, квадрат, овал, плоскость, ребро, разметка, шаблон, трафарет, развёртка, оригами, аппликация, болтовое соединение, отвёртка, гаечный ключ; бумага: самоклеющаяся, бархатная, гофрированный картон, клей ПВА.

Должны знать новые слова: прямой угол, вертикаль, горизонталь, диагональ, симметричная фигура, центр тяжести, наждачная бумага, пенопласт, бумага: глянцевая, матовая, ватман, копировальная, калька, клей ПВА, «Титан».

Проверка усвоения и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы производится в следующих формах:

- собеседования с обучающимися по окончании каждой главной темы, и в конце учебного года;

- анкетирования и тестирования в течение года;

- участия в выставках, конкурсах и викторинах;

- участия в выставке технического творчества различного уровня.

Режим работы каждый учебный год может меняться в зависимости от тарификационного плана.

Способы и Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

выставки, мастер-классах, конкурс

 Список литературы.

$11.     Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007.

$12.     Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1998.

$13.     Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 2007.