ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Я с компьютером на "ты"

Планы и положения

Программа кружка технической направленности

«Я с компьютером на "ты"»

для обучающихся 10-12 лет

срок реализации программы 1 год

Педагог дополнительного образования

МКОУ ДО «Дом детского творчества»

Казначеева Оксана Анатольевна

п. Пристень

2018 год

                                           Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по кружковой работе для 5 — 7 класса:

$11.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

$12.     Требования ФГОС основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

$13.     Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.;

$14.     Учебный план МКОУ ДО «ДДТ» на 2018-2019 учебный год

$15.     Положение о рабочей программе педагогов дополнительного образования МКОУ ДО «Дом детского творчества».

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые компьютерные технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важной задачей образовательной программы по основам компьютерной грамотности «Я с компьютером на «ты»» является формирование у обучающегося знаний и практических умений работы на компьютере, которые будут необходимы им для существования в современном информационном обществе.

Актуальность образовательной программы в том, что она способствует формированию предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, прописанных в Федеральных государственных образовательных программах второго поколения, а также удовлетворят потребностям и запросам детей и родителей. Содержание программы включает в себя материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и избирательного использования интернет-ресурсов (вопросы по информационной безопасности рассмотрены в «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»). Поэтому для обучающихся компьютерная грамотность – это прежде всего:

$1·     умение использовать компьютер с соответствующим программным обеспечением с пользой для себя при решении задач, поиске и обработке информации;

$1·     умение работать со стандартными офисными программами, рассматривая их в качестве вспомогательного средства при изучении других учебных предметов;

$1·     развития видов мышления, в том числе алгоритмического (процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств);

$1·     выполнение правил эксплуатации, информационной безопасности, соблюдение дисциплины при работе с компьютером и программами.

Тип программы – индивидуальный, создан на основе учебно-методической литературы (см. раздел – литература).

Главная идея: Кружок "Компьютерные игры" предполагает ознакомление детей с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент.

Цель: В процессе изучения курса познакомить учащихся с компьютерными телекоммуникациями, набором и редактированием текста, работой с графическими редакторами и мультимедийными презентациями.

Это способствует формированию навыков сотрудничества, стремлению и способности размышлять, самостоятельно добывать знания, развивать память, внимание, фантазию у ребят и восстанавливают правильную самооценку.

Задачи:

  Обучающие:

$16.     ознакомить воспитанников с основными типами и принципами работы ЭВМ;

$17.     обучить основным принципам работы на ЭВМ;

$18.     обучить работе в ОС MS Windows;

$19.     обучить работе в основных офисных пакетах;

$110.обучить работе в базовых программах MS Windows;

$111.                       ознакомить с новинками IT индустрии.

Развивающие:

$1Øразвивать у детей элементы технического мышления, изобретательность, творческой инициативы;

$1Øсоздать условия для саморазвития и самореализации детей.

Воспитательные:

$1vформировать чувства коллективизма, взаимопомощи;

$1vвоспитывать волю, чувство самоконтроля.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 12 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем компьютерного развития. Каждый воспитанник имеет возможность индивидуальной работы со всеми видами доступа к информации.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут. Общее количество часов – 108.

Занятия проводятся по группам в 2-3 человека, что обусловлено наличием 2 компьютерных рабочих мест в кружке, в связи с этим темы кружка дублируются.

Срок реализации – 1 год.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Ожидаемые результаты:

Актуальность программы в том, что в результате обучения дети смогут использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а так же проявят свои творческие таланты.

Формируемые умения и навыки детей:

$1·         Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи, цели.

$1·         Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений.

$1·         Умения обрабатывать данные, графические изображения на компьютере.

$1·         Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.

$1·         Делать выводы на основе полученных результатов.

В программе предусмотрены различные формы подведения итогов реализации дополнительной программы: выставки, демонстрация и обсуждение проектов, участие в районных и областных конкурсах и т. п.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

всего

теория

практика

Введение — 6 часов

1 - 3

Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение основных устройств компьютера, и их назначение. Создание личных папок

3

2

1

   

4 - 6

Умение сохранять на диск информацию. Копирование документов, картинок. Поиск документов в сети

3

1

2

   

Работа в стандартных офисных программах – 9 часов

7-9

Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений

3

3

0

   

10-12

Техника создания изображений, ввод текста

3

3

0

   

13-15

Редактирование деталей изображения

3

0

3

   

Текстовые файлы и текстовые документы — 15 часов

16-18

Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое MicrosoftWord. Основные функции программы MicrosoftWord. Ввод текста в программе Word

3

3

0

   

19-21

Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца

3

0

3

   

22-24

Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов)

3

0

3

   

25-27

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

3

0

3

   

28-30

Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков

3

0

3

   

Что такое Интернет — 12 часов

31-33

Инструктаж «Безопасность в сети Интернет». Как работать в Интернет

3

3

0

   

34-36

Детские сайты

3

3

0

   

37-39

Заведение своего электронного ящика

3

0

3

   

40-42

Поиск информации в глобальной сети Интернет

3

0

3

   

Знакомство с копировальной техникой и работа на ней — 6 часов

43-45

Принтер, сканер. Сканирование изображения, текста

3

1

2

   

46-48

Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст

3

1

2

   

Работа с электронными учебниками — 3 часа

49-51

Оформление рефератов с помощью электронных учебников

3

1

2

   

Работа в программе Avatan (фотошоп) – 15 часов

52-54

Работа в данной программе

3

3

0

   

55-57

Создание своих фотографий

3

0

3

   

58-60

Редактирование фотографий на фотошопе

3

0

3

   

61-63

Создание открыток-поздравлений, календарей

3

0

3

   

64-66

Защита проектов

3

0

3

   

Создание учебных коллажей, буклетов и презентаций в различных программах — 15 часов

67-69

Создание коллажей в различных программах

3

0

3

   

70-72

Создание буклетов

3

0

3

   

73-75

Создание презентаций

3

0

3

   

76-78

Подготовка проектов к защите

3

0

3

   

79-81

Защита индивидуальных проектов

         

Работа в программе The GIMP (рисование на компьютере) — 18 часов

82-84

Знакомство с возможностями программы. Создание 3-D текстов

3

1

2

   

85-87

Создание бегущей ленты диафильма из любимых фотографий

3

1

2

   

88-90

Рисование простых геометрических фигур, соединение их в орнамент

3

1

2

   

91-93

Рисование и простейшее анимирование

3

1

2

   

94-96

Подготовка проектов к защите

3

0

3

   

97-99

Защита индивидуальных проектов

3

0

3

   

Мультимедийные игры — 9 часов

100-102

Игры серии «Три в ряд»

3

0

3

   

103-105

Пазлы онлайн

3

0

3

   

106-108

Маджонг онлайн. Итоговые занятия

3

0

3

   

ИТОГО

108 ч

       

Содержание изучаемого курса

1. Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Знакомство с основными устройствами компьютера, и их назначение. Создание личных папок. Сохранение информации на диске. Копирование документов.

Практические работы

$1·         Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

$1·         Создание папок и документов.

$1·         Работа с файлами: создание, копирование, переименование, удаление.

$1·         Сохранение информации на диске и свойства диска.

2. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint. Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений, техника создания изображений, ввод текста, редактирование деталей изображения.

Практические работы

$1·       Умение рисовать, сохранять и вводить текст.

$1·       Редактирование рисунков, собирание единой картинки из фрагментов.

3. Текстовые файлы и текстовые документы.

Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое MicrosoftWord. Основные функции программы MicrosoftWord. Ввод текста в программе Word. Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов). Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков.

Практические работы

$1·     Редактирование и форматирование заданного текста, шрифта, полей, автофигур, формул, картинок.

$1·     Копирование фрагмента текста из одного документа в другой.

$1·     Распечатка текстового файла на принтере с заданными параметрами печати.

4. Что такое Интернет. Как работать в Интернет. Чат. Детские сайты. Заведение своего электронного ящика.

Практические работы

$1·         Передача и получение сообщений по электронной почте.

$1·         Поиск информации в глобальной сети Интернет.

5. Знакомство с копировальной техникой: принтером, сканером. Сканирование изображения, текста. Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст.

Практические работы

$1·       Сканирование, распознавание текста и картинок в программе ABBYYFineReader 7.0 и перенос текста в Word.

6. Работа с электронными учебниками, оформление рефератов с помощью электронных учебников.

Практические работы

$1·        Поиск информации в электронных учебниках.

$1·        Оформление рефератов с использованием электронных учебников.

7. Знакомство с программой Avatan и работа в этой программе. Создание новых фотографий, календарей, открыток-поздравлений.

Практические работы

$1·        Редактирование заданного изображения с использованием различных инструментов и операций.

$1·       Преобразование формата графического файла или его палитры.

$1·       Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати.

8. Создание учебных коллажей, буклетов и презентаций в различных программах.

Создание коллажей в различных программах. Создание буклетов. Создание презентаций.

Практические работы

$1·       Подготовка проектов к защите.

$1·       Защита индивидуальных проектов.

$19.     Работа в программе The GIMP (рисование на компьютере)

Знакомство с возможностями программы. Создание 3-D текстов. Создание бегущей ленты диафильма из любимых фотографий. Рисование простых геометрических фигур, соединение их в орнамент. Рисование и простейшее анимирование

Практические работы

$1·       Подготовка проектов к защите.

$1·       Защита индивидуальных проектов.

$110.                       Мультимедийные игры

Игры серии «Три в ряд». Пазлы онлайн. Маджонг онлайн. Итоговые занятия.

                                Методическоеобеспечение

Windows XP: Paint; Microsoft Office Word 2010; Microsoft Office PowerPoint 2003; GIMP (GNU Image Manipulation Program), фоторедактор Avatan.

Литература

Список литературы для педагогов

1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

2. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.

3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Список литературы для учащихся

 

$11.     «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.

$12.     Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

$13.     Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991