ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Детское объединение «Моя малая родина»

ДО «Моя малая родина» (рук. Гусев А.А.)

Участники детского объединения «Моя малая родина» участвуют в деятельности кружка, который имеетимеет туристско - краеведческую направленность.

Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, но и в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи, а также воспитание у обучающихся оригинального, творческого мышления.

Актуальность программы заключается в выполнении социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Возраст обучающихся в детском объединении: обучающиеся 13-15 лет.

 

Срок реализации программы детского объединения «Моя малая родина»- 1 год.

 

Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.

 

                     Основные этапы занятий по программе:

 

- организационный момент;

 

- проверка домашнего задания;

 

- выдача рабочего материала;

 

- работа над новым заданием;

 

- устранение ошибок по ходу выполнения работ;

 

- оценка проделанной работы;

 

- домашнее задание.

 

                                       Формы и режим занятий:
   Формы:

   - групповая,

 

- коллективная           
   - индивидуальная.

 

Режим:

 

занятия с обучающимися проводятся:

 

1 год обучения – 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа)

 

В группе обучаются 10 – 12 человек.

 

Ожидаемы результаты:

 

К концу обучения обучающиеся должны знать:

 

- историю Пристенского района;

 

- правила поведения на занятиях и технику безопасности;

 

   - методикам исследования традиционной культуры своего края, села.

 

   - Развить навыки  экскурсионной деятельности на базе школьной музейной комнаты и достопримечательностей  края.

 

   - Как ведётся поиск, сбор и паспортизация материала силами исследовательских коллективов учащихся, педагогов, старожилов.

 

   - Формирование  общественной активности и гражданской культуры личности  учающихся.

 

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

 

- соблюдать правила поведения на занятиях и правила техники

 

безопасности;

 

- правильно пользоваться компьютером;

 

- правильно читать условные обозначения на схемах и картах;

 

- подбирать материал интересующей темы;

 

- самостоятельно находить и делать выводы из краеведческого материала;

 

Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Пристень – жизнь моя»:

 

   - собеседования;
   - беседа;
   - наблюдения;

 

- проведение итогового занятия

 

- проекты

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Моя малая родина»

 

- Пополнение фондов музея;

 

- участие в конкурсах районного и областного уровня.

 

2.Учебно-тематический план

 

                    

 

                      

 

№ п\п

Наименование     разделов и тем

Количество часов

Кол-во

часов

Теор.

Пр.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении.

16

9

7

3

Методика первичной фольклорной информации

14

7

7

4

История поселка Пристень

23

14

9

5

Интерьер крестьянской избы  

16

9

7

6.

Быт и занятия населения края. По материалам школьного краеведческого музейного уголка.

27

12

15

7

Мой род – моя крепость

25

11

14

8.

Традиции, обряды нашей местности

14

9

5

9.

История Пристенского района

35

20

15

10

Социальное проектирование

25

6

19

Итого

204 ч.

113

91

           

 

3.Содержание программы

 

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении (16 ч. )

 

- Понятие проектно - поискового метода. Актуальность исследовательской работы на современном этапе.

 

- Проектирование как основа исследовательской деятельности в сфере истории, краеведения и культурологи.

 

- Требования к выполнению учебной исследовательской работы.

 

- Виды проектов: исследовательские проекты; творческие проекты; информационные проекты; приключенческие (игровые) проекты; практико-ориентированные проекты; предпринимательские проекты; проекты учебных мини-предприятий;  интернет-сайты; дизайнерские проекты; социальные проекты;  международные интернет - проекты; проекты для взрослых.

 

Методика  сбора первичной фольклорной информации (14 ч.)

 

- Постановка целей и задач проекта;

 

- Методика сбора первичной информации:

 

а) правила географической конкретности собираемого материала;

 

б) паспорт собирателя, опросники;

 

в) паспорт текста и паспорт респондента;

 

г) состав рабочей группы, распределение ролей.

 

- Структура и правила оформления проектной деятельности;

 

- Требования к иллюстративному материалу. Процедура защиты проекта.

 

История поселка Пристень (23 ч.)

 

- География родного края. Природа. Животный мир. Водоемы.

 

- Первые сведения о нашей местности в письменных источниках.

 

- Планировка поселения. Порядки и улицы.

 

- Выбор места, леса для строительства дома.

 

- Изба. Дом. Хоромы.

 

- Организация помочи.

 

- Новоселье.

 

- Экскурсия по Центральной улице.

 

Интерьер крестьянской избы  (16 ч.)

 

- Начнем от печки. Заготовка дров. Форма печей. Печные мастера. Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень.

 

- Праздник русской печки. 

 

- Красный угол, его расположение в доме.

 

- Убранство избы.

 

- Экскурсия в музей.

 

Быт и занятия населения края.

 

По материалам школьного музея (27 ч.)

 

- Хлеб - всему голова.

 

- Земледелие.

 

- Вотчина Верёвкиных.

 

- Засечный край.

 

- Сенокосная пора.

 

- Экскурсия на ж/д.

 

- В гостях у книги. История ЦРБ.

 

- Музей им. Н.Ф Ватутина.

 

- Когда семья вместе, так и душа на месте.

 

- Дом Детского Творчества. Чаепитие.

 

Мой род – моя крепость (25 ч.)

 

- Моя родословная.

 

- География моего села.

 

- Семейные истории и реликвии.

 

- Моя семья в истории моей страны.

 

- Технологии составления родословной

 

- Семейный архив.

 

- Память рода.

 

- Семейные традиции.

 

- Праздник семьи.

 

Традиции и обряды нашей местности (14 ч.)

 

- Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные

 

- Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки).

 

- Религиозные праздники (Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др). Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье, Сретенье, Троица).

 

- Посещение Храма.

 

История Пристенского района (35 ч.)

 

- Морьино

 

- Клейнмихелево

 

- Пристень

 

- От возведения храмов к зодчеству души (церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пристень).

 

- История образования.

 

- Источник Преподобного Серафима Саровского.

 

- Старинная деревянная, к тому же рабочая, водяная мельница.

 

- Подсобные занятия жителей округи на сахарном заводе.

 

- Становление советской власти в районе.

 

- Строительство ж/д. Старый Оскол - Ржава.

 

- Экскурсия в музей.

 

- Наши земляки-защитники Родины.

 

- Книга памяти.

 

-Наш край после войны.

 

Социальное проектирование (25 ч.)

 

Темы проектов для участников объединения:

 

Тема 1. Возвращение к истокам.

 

Тема 2. Строительство ж/д. Старый Оскол - Ржава.

 

Тема 3. Подвиг земляков

 

Тема 4. Храмы нашей местности.

 

Тема 5. История ЦРБ.

 

Тема 6. История станции Ржава.

 

Тема 7. История появления поселка Пристень.

 

Тема 8. Клейнмихель и наш край

 

Тема 9. Народные промыслы

 

4. Методическое обеспечение

 

- Тематические материалы школьного краеведческого музейного уголка.

 

 «История Пристени», « Природа края»,  и др.

 

- Экспозиции школьного краеведческого музейного уголка «Интерьер крестьянской избы», «Занятия и быт населения», Наш край в годы войны, История станции Ржава, История образования и др.

 

- Материалы школьного краеведческого музейного уголка «Рекомендации  по работе с различными историческими источниками»

 

- Сценарии и разработки мероприятий в музее.

 

- Экскурсии и проекты, созданные участниками музея в различные годы.

 

5. Список используемой литературы для педагога

 

- Интернет ресурс.

 

- Материалы музеев.

 

- Воспоминания старожилов

 

- «История и современность Курского края» Королёв Б.Н., Курск 2015

 

- «Организация работы школьно музея» И. В. Гуреева, Курск 2007