ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

"Волшебный клубочек" программа Матузовой Е. В.

 

педагог дополнительного образования

Матузова Елена Викторовна

                                                         Пристень

                                                               2020г.

$11.       Пояснительная записка

 

Рабочая программа детского объединения «Волшебный клубочек» составлена в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации

- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»

     - Конвенции о правах ребенка

     - ФЗ «Об образовании в РФ»

     - Указа «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»

     - Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

     - Устава МКОУ ДО «ДДТ»

Программа детского объединения «Волшебный клубочек» имеет художественную направленность.

Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, но и в том, что в процессе её освоения чётко прослеживаются межпредметные связи, а также воспитание у обучающихся оригинального, творческого мышления.

Актуальность программы заключается в выполнении социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность  данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств.

Данная программа комбинированная и носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания крючком и на спицах.

Программа предоставляет педагогу возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

                               Цели и задачи программы

Цель: духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов.

 

Задачи :

Воспитательные:

$1·        Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности, основы культуры труда;

$1·        Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономное отношение к используемым материалам;

$1·        Приобщать подрастающее поколение к истинным культурным ценностям.

Образовательные:

$1· Научить правильно обращаться с инструментами на занятиях (крючки, спицы, иглы, ножницы, утюг), соблюдать технику безопасности при работе;

$1· Чётко выполнять основные приёмы вязания;

$1· Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию, составлению их самостоятельно;

$1· Познакомить с историей и развитием художественного вязания;

$1· Формировать интерес к народным ремёслам;

$1· Научить снимать мерки, выполнять чертежи выкроек для вязаного изделия;

$1· Выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие:

$1· Развивать творческие способности, образное мышление, внимание, моторику, фантазию;

$1· Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.

Здоровьесберегающие:

$1· Создавать условия для развития гармоничной личности.

$1· Приобщать к здоровому образу жизни.

Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы  является возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, практически каждый учащийся может найти себя и достичь успеха в определенном виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Работа в детском объединении «Волшебный клубочек» становится одним из средств преодоления кризисов и противоречий детского и подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.

Возраст обучающихся в детском объединении 8 – 13 лет.

Срок реализации программы детского объединения «Волшебный клубочек» - 2 года.

Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.

                     Основные этапы занятий по программе:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- выдача рабочего материала;

- работа над новым заданием;

- устранение ошибок по ходу выполнения работ;

- оценка проделанной работы;

- домашнее задание.

                                       Формы и режим занятий:
   Формы:

   - групповая,

- коллективная        
   - индивидуальная.

Методы и приемы организации образовательного процесса:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (иллюстрация, демонстрация),
- практические,
- объяснительно – иллюстративные,
- частично поисковые,
- игры, конкурсы, викторины

- экскурсии,
- работа с литературой.

Режим:

занятия с обучающимися проводятся:

1 год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

2 год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

   В группах обучаются 10 – 12 человек.

 

$12.     Учебно-тематический план 1 –ый год обучения

№ п/п

Наименование     разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Техника вязания крючком и спицами

30

2

28

3

Вязание мелких предметов домашнего обихода крючком и спицами

20

-

20

4

Вязание кружев (крючок)

Вязание комплекта «Зима» (спицы)

20

2

18

5

Вязаные игрушки крючком и спицами

26

2

24

6

Вязаная одежда для кукол, сумочки (крючком и спицами)

26

2

24

7

Забавные поделки

20

2

18

 

ИТОГО:

144

12

132

                          

                        Учебно-тематический план 2 –ой год обучения

№ п/п

Наименование     разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

4

2

2

2

Вязание изделий крючком и спицами по схемам

42

2

40

3

Вязание орнаментов различной сложности (спицы). Филейное вязание (крючок)

30

2

28

4

Вязание цветов и фруктов

20

2

18

5

Вязание     ажурных узоров крючком и спицами. Салфетки, вазы.

26

2

24

6

Вязаные сувениры

22

2

20

 

ИТОГО:

144

12

132

3. Содержание изучаемого курса

                                                1-й год обучения

1. Вводное занятие (2 часа).

- История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в детском объединении.

- Режим работы.

- Инструменты и материалы, необходимые для работы.

- Правила техники безопасности на занятиях.               

2. Техника вязания крючком и спицами (30 часов).

- условные обозначения и понятие «рапорт» при вязании спицами и крючком;

- практическое обучение основным приёмам вязания крючком и спицами (вязание различных столбиков, вязание лицевых и изнаночных петель);

- вывязывание плотных узоров из различных видов петель;

- плотность вязания (подбор спиц и крючков для различной пряжи);

- чтение схем, их запись.

3. Вязание мелких предметов домашнего обихода крючком и спицами (20 часов)

- вязание прихваток;

- вязание игольниц;

- вязание чехлов для мобильных телефонов и очков;

- вязание грелок на чайник;

- вязание карандашниц;

- вязание каймы для полотенец и книжной полки.

4. Вязание кружев (крючок), вязание комплекта «Зима» (спицы) (20 часов)

- вязание салфеток по схемам;

- вязание зимних мотивов;

- вязаные подарки к Новому году и Рождеству;

- вязание комплекта «Зима» (шапка, шарфик, рукавички).

5. Вязаные игрушки крючком и спицами (26 часов)

- вязание животных;

- вязание диванной подушки «Божья коровка»;

- вязание диванной подушки «Солнышко»;

- вязание диванной подушки «Собачка».

6. Вязаная одежда для кукол, сумочки (крючком и спицами) (26 часов)

- вязание жилета;

- брючки для куклы;

- вязание шапочки, повязки на голову;

- вязание сумки с донышком;

- вязание рюкзака;

- вязание косметички, кошелька.

7. Забавные поделки (20 часов)

- вязание брелоков;

- вязаные картины «Бабочки»;

- декор подушки;

- вязаные держатели для штор;

- вязаные шкатулки;

- вязаная рамка для фотографий.

                                                 2-й год обучения

1. Вводное занятие (4 часа).

- знакомство с планом работы детского объединения, техника безопасности на занятиях;

- повторение основных приёмов вязания крючком и спицами.

2. Вязание изделий по схемам крючком и спицами (42 часа)

- снятие мерок выбранных изделий;

- построение выкроек;

- расчёт петель контрольного образца;

- вывязывание по выкройке переда и спинки изделия, подбор узора, вывязывание пройми горловины, сборка изделия, отпаривание.

3. Вязание орнаментов различной сложности (спицы). Филейное вязание (крючок) – 30 часов

- значение орнамента, применение его в изделии;

- сочетание цветов в орнаменте;

- техника вязания орнамента;

- схематическое изображение филейного кружева;

- вязание филейного полотна, способы прибавления и убавления клеток.

4. Вязание цветов и фруктов (20 часов)

- вязание полевых цветов;

- вязание садовых цветов;

- ваза с цветами;

- вязание ягод;

- вязание фруктов;

- корзина с фруктами.

5. Вязание ажурных узоров крючком и спицами. Салфетки и вазы (26 часов)

- вязание ажурных узоров по схемам;

- вязание салфеток из отдельных мотивов;

- вязаные вазы;

- вязаные корзины;

- ажурные пончо;

- вязаные ажурные топы;

- вязание ажурных шалей.

6. Вязаные сувениры (22 часов)

- пальчиковый театр;

- украшения для ручек;

- «пустячок, а приятно»;

- вязаные «валентинки»;

- забавные зверушки Амигуруми.

4.Планируемые результаты:

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

- историю развития художественного вязания;

- правила поведения на занятиях и технику безопасности;

- виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком и

на спицах;

- условные обозначения и понятие «рапорт»;

- основные приёмы вязания крючком и на спицах;

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:

- соблюдать правила поведения на занятиях и правила техники

безопасности;

- правильно пользоваться крючком и спицами;

- правильно читать условные обозначения на схемах;

- подбирать материал для вязания;

- выполнять основные узоры;

- самостоятельно читать и составлять узоры по схемам, вязать согласно

«рапорту»;

- вязать несложные изделия спицами и крючком.

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

- правила поведения на занятиях и технику безопасности;

- правила снятия мерок, расчёт петель для начала работы и вязание

контрольного образца, последовательность выполнения деталей изделия;

- особенности сборки изделий, виды швов;

- правила выполнения работы средней сложности по журналам

или описанию в книгах по вязанию;

- большинство приёмов вязания;

- понятие «орнамент» и способы его выполнения.   

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны уметь:

- выполнять вязаные изделия, согласно описанию и схемам;

- снимать мерки, делать расчёт петель, сборку деталей и итоговую

обработку изделий;

- вязать по схемам предметы интерьера комнаты, квартиры (салфетки,

игрушки, мелкие предметы обихода);

- вязать орнаменты различной сложности крючком и спицами.

                

5.Способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Волшебная клубочек»:

   - собеседования;
   - беседа;
   - наблюдения;

- проведение итогового занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Волшебный клубочек»:

- выставки творческих работ кружковцев;

- участие в конкурсах районного и областного уровня.

                                 6. Методическое обеспечение

               дополнительной образовательной программы


 
- подборка литературы по направлению дополнительной программы; 
- ТСО (компьютер, принтер),
- кабинет для занятий с обучающимися,
- актовый зал для проведения районных выставок.

                                         7. Список литературы

1. А.Г. Красичкова, «Скатерти и салфетки своими руками», Москва «ОЛМА Медиа Групп», 2012 г.

2. А, Столярова, «Вязаные игрушки», ООО ДТ «Издательство МИР КНИГИ», 2011 г.

3. А. Тимаер, «Нарядные прихватки», Москва «Мой мир», 2005 г.

4. Вэл Пирс, «Вязаные медвежата (Крючок)», АРТ – РОДНИК, 2013 г.

5. Вэл Пирс, «Зимние мотивы (Вязание крючком)», АРТ – РОДНИК, 2013

     6. Гундула Штайнерт, «Вязаные салфетки», АРТ-Родник, 2007 г.

7. Е. Зуевская (перевод с немецкого), издательская группа КОНТЭНТ, 2013

8. Е.В. Ругаль, «Золотая коллекция вязания спицами и крючком», Издательство «Клуб семейного долсуга» Харьков, Белгород, 2011 г.

9. К. Стародуб, Т. Ткаченко, «Мягкая игрушка для себя и для подарка», ИД АПЛ РИД КЛАССИК, 2005 г.

10. Кони Ларсен, «Вязаные цветы», издательская группа КОНТЭНТ, 2012

11. Л. Лущик, «Свежие идеи для вязания», ЭКСМО Москва, 2006 г.

12. М.В. Максимова, Азбука вязания, издательство

13. Н. Ковпак, О. Черноморская, «Цветы, связанные крючком», ООО ДТ «Издательство МИР КНИГИ», 2010 г.

14. Ники Эпштейн, «Изысканные цветы», издательская группа КОНТЭНТ, 2015 г.

15. Подшивка журналов «Вязаная копилка», ЗАО «Издательство «Газетный мир», 2014 г.

16. Подшивка журналов «Валя - Валентина», ЗАО «ИМПОСТ», 2009 – 2014

17. С.В. Забелина, «Прихватки – зверятки за час», М. АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2013 г.

18. С.В. Офицерова, «Вязаные игрушки», Москва «АСТ- ПРЕСС», 2011 г.

19. С. Слижен, «Игрушки амигуруми», ЭКСМО Москва, 2014 г.

20. С. Ф. Тарасенко, «Забавные поделки крючком и спицами» (для обучающихся 8 классов), М. Просвещение , 1992 г.

21. С. Ю. Ращупкина, «Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами», М. РИПОЛ классик, 2010 г.

22. Т. Зверевич (перевод с английского), «Сумочки и рюкзачки», Москва «Мой мир», 2005 г.

23. Тери Крюс, «Забавные зверушки амигуруми», издательская группа КОНТЭНТ, 2013 г.

24. Фиона Мак Таг, «вязаные игрушки», М. Издательский дом «Ниола 21 век», 2005 г.

25. Эмма Кинг, «Вязаные сумки, рюкзачки», М. Издательский дом «Ниола 21 век», 2006 г.