Я с компьютером на "ты"
Планы и положения
Программа кружка технической направленности
«Я с компьютером на "ты"»
для обучающихся 10-12 лет
срок реализации программы 1 год
Педагог дополнительного образования
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Казначеева Оксана Анатольевна
п. Пристень
2018 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по кружковой работе для 5 — 7 класса:
$11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
$12. Требования ФГОС основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
$13. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.;
$14. Учебный план МКОУ ДО «ДДТ» на 2018-2019 учебный год
$15. Положение о рабочей программе педагогов дополнительного образования МКОУ ДО «Дом детского творчества».
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые компьютерные технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важной задачей образовательной программы по основам компьютерной грамотности «Я с компьютером на «ты»» является формирование у обучающегося знаний и практических умений работы на компьютере, которые будут необходимы им для существования в современном информационном обществе.
Актуальность образовательной программы в том, что она способствует формированию предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, прописанных в Федеральных государственных образовательных программах второго поколения, а также удовлетворят потребностям и запросам детей и родителей. Содержание программы включает в себя материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и избирательного использования интернет-ресурсов (вопросы по информационной безопасности рассмотрены в «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»). Поэтому для обучающихся компьютерная грамотность – это прежде всего:
$1· умение использовать компьютер с соответствующим программным обеспечением с пользой для себя при решении задач, поиске и обработке информации;
$1· умение работать со стандартными офисными программами, рассматривая их в качестве вспомогательного средства при изучении других учебных предметов;
$1· развития видов мышления, в том числе алгоритмического (процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств);
$1· выполнение правил эксплуатации, информационной безопасности, соблюдение дисциплины при работе с компьютером и программами.
Тип программы – индивидуальный, создан на основе учебно-методической литературы (см. раздел – литература).
Главная идея: Кружок "Компьютерные игры" предполагает ознакомление детей с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент.
Цель: В процессе изучения курса познакомить учащихся с компьютерными телекоммуникациями, набором и редактированием текста, работой с графическими редакторами и мультимедийными презентациями.
Это способствует формированию навыков сотрудничества, стремлению и способности размышлять, самостоятельно добывать знания, развивать память, внимание, фантазию у ребят и восстанавливают правильную самооценку.
Задачи:
Обучающие:
$16. ознакомить воспитанников с основными типами и принципами работы ЭВМ;
$17. обучить основным принципам работы на ЭВМ;
$18. обучить работе в ОС MS Windows;
$19. обучить работе в основных офисных пакетах;
$110.обучить работе в базовых программах MS Windows;
$111. ознакомить с новинками IT индустрии.
Развивающие:
$1Øразвивать у детей элементы технического мышления, изобретательность, творческой инициативы;
$1Øсоздать условия для саморазвития и самореализации детей.
Воспитательные:
$1vформировать чувства коллективизма, взаимопомощи;
$1vвоспитывать волю, чувство самоконтроля.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 12 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем компьютерного развития. Каждый воспитанник имеет возможность индивидуальной работы со всеми видами доступа к информации.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут. Общее количество часов – 108.
Занятия проводятся по группам в 2-3 человека, что обусловлено наличием 2 компьютерных рабочих мест в кружке, в связи с этим темы кружка дублируются.
Срок реализации – 1 год.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Ожидаемые результаты:
Актуальность программы в том, что в результате обучения дети смогут использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а так же проявят свои творческие таланты.
Формируемые умения и навыки детей:
$1· Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи, цели.
$1· Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений.
$1· Умения обрабатывать данные, графические изображения на компьютере.
$1· Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.
$1· Делать выводы на основе полученных результатов.
В программе предусмотрены различные формы подведения итогов реализации дополнительной программы: выставки, демонстрация и обсуждение проектов, участие в районных и областных конкурсах и т. п.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
Примечание
|
всего
|
теория
|
практика
|
Введение — 6 часов
|
1 - 3
|
Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение основных устройств компьютера, и их назначение. Создание личных папок
|
3
|
2
|
1
|
|
|
4 - 6
|
Умение сохранять на диск информацию. Копирование документов, картинок. Поиск документов в сети
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Работа в стандартных офисных программах – 9 часов
|
7-9
|
Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений
|
3
|
3
|
0
|
|
|
10-12
|
Техника создания изображений, ввод текста
|
3
|
3
|
0
|
|
|
13-15
|
Редактирование деталей изображения
|
3
|
0
|
3
|
|
|
Текстовые файлы и текстовые документы — 15 часов
|
16-18
|
Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое MicrosoftWord. Основные функции программы MicrosoftWord. Ввод текста в программе Word
|
3
|
3
|
0
|
|
|
19-21
|
Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца
|
3
|
0
|
3
|
|
|
22-24
|
Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов)
|
3
|
0
|
3
|
|
|
25-27
|
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов
|
3
|
0
|
3
|
|
|
28-30
|
Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков
|
3
|
0
|
3
|
|
|
Что такое Интернет — 12 часов
|
31-33
|
Инструктаж «Безопасность в сети Интернет». Как работать в Интернет
|
3
|
3
|
0
|
|
|
34-36
|
Детские сайты
|
3
|
3
|
0
|
|
|
37-39
|
Заведение своего электронного ящика
|
3
|
0
|
3
|
|
|
40-42
|
Поиск информации в глобальной сети Интернет
|
3
|
0
|
3
|
|
|
Знакомство с копировальной техникой и работа на ней — 6 часов
|
43-45
|
Принтер, сканер. Сканирование изображения, текста
|
3
|
1
|
2
|
|
|
46-48
|
Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Работа с электронными учебниками — 3 часа
|
49-51
|
Оформление рефератов с помощью электронных учебников
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Работа в программе Avatan (фотошоп) – 15 часов
|
52-54
|
Работа в данной программе
|
3
|
3
|
0
|
|
|
55-57
|
Создание своих фотографий
|
3
|
0
|
3
|
|
|
58-60
|
Редактирование фотографий на фотошопе
|
3
|
0
|
3
|
|
|
61-63
|
Создание открыток-поздравлений, календарей
|
3
|
0
|
3
|
|
|
64-66
|
Защита проектов
|
3
|
0
|
3
|
|
|
Создание учебных коллажей, буклетов и презентаций в различных программах — 15 часов
|
67-69
|
Создание коллажей в различных программах
|
3
|
0
|
3
|
|
|
70-72
|
Создание буклетов
|
3
|
0
|
3
|
|
|
73-75
|
Создание презентаций
|
3
|
0
|
3
|
|
|
76-78
|
Подготовка проектов к защите
|
3
|
0
|
3
|
|
|
79-81
|
Защита индивидуальных проектов
|
|
|
|
|
|
Работа в программе The GIMP (рисование на компьютере) — 18 часов
|
82-84
|
Знакомство с возможностями программы. Создание 3-D текстов
|
3
|
1
|
2
|
|
|
85-87
|
Создание бегущей ленты диафильма из любимых фотографий
|
3
|
1
|
2
|
|
|
88-90
|
Рисование простых геометрических фигур, соединение их в орнамент
|
3
|
1
|
2
|
|
|
91-93
|
Рисование и простейшее анимирование
|
3
|
1
|
2
|
|
|
94-96
|
Подготовка проектов к защите
|
3
|
0
|
3
|
|
|
97-99
|
Защита индивидуальных проектов
|
3
|
0
|
3
|
|
|
Мультимедийные игры — 9 часов
|
100-102
|
Игры серии «Три в ряд»
|
3
|
0
|
3
|
|
|
103-105
|
Пазлы онлайн
|
3
|
0
|
3
|
|
|
106-108
|
Маджонг онлайн. Итоговые занятия
|
3
|
0
|
3
|
|
|
ИТОГО
|
108 ч
|
|
|
|
|
Содержание изучаемого курса
1. Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Знакомство с основными устройствами компьютера, и их назначение. Создание личных папок. Сохранение информации на диске. Копирование документов.
Практические работы
$1· Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).
$1· Создание папок и документов.
$1· Работа с файлами: создание, копирование, переименование, удаление.
$1· Сохранение информации на диске и свойства диска.
2. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint. Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений, техника создания изображений, ввод текста, редактирование деталей изображения.
Практические работы
$1· Умение рисовать, сохранять и вводить текст.
$1· Редактирование рисунков, собирание единой картинки из фрагментов.
3. Текстовые файлы и текстовые документы.
Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое MicrosoftWord. Основные функции программы MicrosoftWord. Ввод текста в программе Word. Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов). Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков.
Практические работы
$1· Редактирование и форматирование заданного текста, шрифта, полей, автофигур, формул, картинок.
$1· Копирование фрагмента текста из одного документа в другой.
$1· Распечатка текстового файла на принтере с заданными параметрами печати.
4. Что такое Интернет. Как работать в Интернет. Чат. Детские сайты. Заведение своего электронного ящика.
Практические работы
$1· Передача и получение сообщений по электронной почте.
$1· Поиск информации в глобальной сети Интернет.
5. Знакомство с копировальной техникой: принтером, сканером. Сканирование изображения, текста. Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст.
Практические работы
$1· Сканирование, распознавание текста и картинок в программе ABBYYFineReader 7.0 и перенос текста в Word.
6. Работа с электронными учебниками, оформление рефератов с помощью электронных учебников.
Практические работы
$1· Поиск информации в электронных учебниках.
$1· Оформление рефератов с использованием электронных учебников.
7. Знакомство с программой Avatan и работа в этой программе. Создание новых фотографий, календарей, открыток-поздравлений.
Практические работы
$1· Редактирование заданного изображения с использованием различных инструментов и операций.
$1· Преобразование формата графического файла или его палитры.
$1· Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати.
8. Создание учебных коллажей, буклетов и презентаций в различных программах.
Создание коллажей в различных программах. Создание буклетов. Создание презентаций.
Практические работы
$1· Подготовка проектов к защите.
$1· Защита индивидуальных проектов.
$19. Работа в программе The GIMP (рисование на компьютере)
Знакомство с возможностями программы. Создание 3-D текстов. Создание бегущей ленты диафильма из любимых фотографий. Рисование простых геометрических фигур, соединение их в орнамент. Рисование и простейшее анимирование
Практические работы
$1· Подготовка проектов к защите.
$1· Защита индивидуальных проектов.
$110. Мультимедийные игры
Игры серии «Три в ряд». Пазлы онлайн. Маджонг онлайн. Итоговые занятия.
Методическоеобеспечение
Windows XP: Paint; Microsoft Office Word 2010; Microsoft Office PowerPoint 2003; GIMP (GNU Image Manipulation Program), фоторедактор Avatan.
Литература
Список литературы для педагогов
1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
2. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.
3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Список литературы для учащихся
$11. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
$12. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
$13. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991