Программа ДО "Мастерская росписи"
$11. Пояснительная записка
Рабочая программа детского объединения «Мастерская росписи» составлена в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации
- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»
- Конвенции о правах ребенка
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Устава МКОУ ДО «ДДТ»
Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к старинному виду народного творчества - роспись, имевшему прежде широкое распространение в России.
Новизна данной программы заключается не только в приобретении знаний по виду народного творчества – росписи, но и в получении углубленных знаний по данному виду художественного творчества, в метапредметном подходе, при котором ребёнок не только овладевает системой знаний по различным видам росписи, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сам сможет добывать информацию по интересующим его темам.
Актуальность программы заключается в выполнении социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих творческих способностей обучающихся (росписи в частности), что способствует раскрытию лучших человеческих качеств, воспитанию личности вообще.
Данная программа комбинированная, носит практико – ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приёмами свободного кистевого письма на примере народных промыслов: Хохлома, Городец, Дымковская, Кожлянска и Филимоновская расписные игрушки.
Программа предоставляет педагогу возможность в процессе обучения осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству (к росписи в частности), развивать художественно – эстетический вкус.
Цель и задачи программы
Цель:
формирование творчески активной личности ребенка; создание условий для развития художественно-эстетического вкуса, творческого мышления детей путем приобщения к одному из старинных видов декоративно-прикладного искусства - росписи.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать творческую активность, любовь к одному из старинных видов декоративно-прикладного искусства - росписи;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, настойчивость, терпение; прививать навыки общественно-полезного труда.
Образовательные:
-научить детей приемам свободного кистевого письма,
- обучить навыкам индивидуальной и коллективной работы над композицией;
-научить технике выполнения различных росписей;
-обучить самостоятельному изготовлению различных поделок.
Развивающие:
-развивать художественный вкус, совершенствовать умениякомпозиционного
построения элементов росписей;
-развивать внимание, наблюдательность,
-творческое воображение, самостоятельность в создании композиций.
Здоровьесберегающие:
-приобщать детей к здоровому образу жизни;
- создавать условия для гармонично развивающейся личности.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы является возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, поскольку программа охватывает различные росписи, ребята могут достичь успеха, проявить себя в процессе обучения свободному кистевому письму. Момент достижения успеха очень важен для ребёнка, для его самоутверждения в своих глазах , глазах сверстников, педагогов и родителей. В учебной деятельности не все дети успешно осваивают программу, а в детском объединении по интересам дети проявляют себя с лучшей стороны: они могут быть хорошими друзьями, активными участниками массовых мероприятий и успешно участвовать в выставках и конкурсах.
Работа в детском объединении «Мастерская росписи» становится одним из средств преодоления возрастных кризисов и противоречий, активно приобщает детей к самовыражению и самореализации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Возраст обучающихся в детском объединении 5-8 лет.
Срок реализации программы детского объединения «Мастерская росписи» - 1 года.
Продолжительность занятий – 25-30 минут (дош. возраст) 35- 45 минут (мл. школьный возраст) с 10 минутным перерывом.
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- выдача рабочего материала;
- работа над новым заданием;
- устранение возникающих вопросов и ошибок по ходу выполнения заданий;
- оценка проделанной работы, рефлексия.
Формы и режим занятий:
Формы:
- групповая;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы и приёмы организации образовательного процесса:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация, презентация, иллюстративный);
- практические;
- объяснительно – иллюстративные;
-частично – поисковые;
- игры, конкурсы, викторины;
- экскурсии.
Режим:
Занятия с обучающимися проводятся:
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 занятия
В группах обучается по 10-12 человек.
2.Учебно - тематический план 1- ый год обучения
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
п.п.
|
|
всего
|
теория
|
Практ
|
1
|
Вводное занятие. Техника безопасности
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Знакомство с художественными ремёслами России
|
6
|
2
|
4
|
3
|
Особенности Городецкой росписи
|
6
|
2
|
4
|
4
|
Цветовая гамма Городецкой росписи
Техника выполнения элементов
|
12
|
2
|
10
|
5
|
Итоговое занятие «Коллективное панно «Подарок»
|
4
|
-
|
4
|
6
|
Знакомство с особенностями Хохломской росписи
|
6
|
2
|
4
|
7
|
Цветовая гамма Хохломской росписи
Техника выполнения основных элементов
|
12
|
4
|
8
|
8
|
Итоговое занятие «Панно «Цветы»
|
4
|
-
|
4
|
9
|
Знакомство с особенностями промысла Гжель
|
6
|
2
|
4
|
10
|
Цветовая гамма Гжели
Техника выполнения основных элементов росписи
|
12
|
2
|
10
|
11
|
Итоговое занятие «Тарелочка»
|
4
|
-
|
4
|
12
|
Знакомство с Дымковской игрушкой
|
6
|
2
|
4
|
13
|
Основные элементы росписи Дымковской игрушки
Цветовая гамма Дымковской росписи
|
12
|
2
|
10
|
14
|
Итоговая работа «Моя любимая Дымковская игрушка»
|
2
|
-
|
2
|
15
|
Знакомство с Филимоновской игрушкой
|
6
|
2
|
4
|
16
|
Цветовая гамма, используемая для росписи Филимоновской игрушки
Техника выполнения основных элементов
|
10
|
2
|
8
|
17
|
Итоговая работа «Филимоновская игрушка»
|
2
|
-
|
2
|
18
|
Знакомство со славянской писанкой
|
4
|
2
|
2
|
19
|
Цветовая гамма, используемая в росписи писанок
Техника выполнения основных элементов росписи писанок
|
12
|
2
|
10
|
20
|
Итоговая работа «Писанка»
|
2
|
-
|
2
|
21
|
Знакомство с Кожлянской игрушкой
|
2
|
2
|
-
|
22
|
Цветовая гамма, используемая в росписи Кожлянской игрушки
Техника выполнения основных элементов росписи Кожлянской игрушки
|
10
|
2
|
8
|
23
|
Итоговая работа «Кожлянская игрушка»
|
2
|
0
|
2
|
|
Итого
|
144
|
34
|
110
|
3. Содержание программы
1-й год обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа)
- История развития художественных ремёсел. Знакомство с программой и правилами поведения в детском объединении.
- Режим работы.
- Инструменты и материалы, необходимые для работы.
- Правила техники безопасности на занятиях.
2.Знакомство с художественными ремёслами России (6 часов)
- Хохломская роспись
- Городецкая роспись
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Филимоновская игрушка
- Славянская писанка
- Кожлянская игрушка
3.Особенности Городецкой росписи (6 часов)
- Городецкая роспись (История возникновения)
- Материалы, используемые при выполнении городецких изделий
- Особенности производства изделий Городца
4.Цветовая гамма Городецкой росписи (12 часов)
- Палитра росписи
- Цвета, используемые в росписи городецких изделий ранее и современность
- Способы прорисовки городецкой росписи
- Сочетание цветов
Техника выполнения элементов Городецкой росписи
- Правила свободной кистевой росписи
- Положение пальцев на кисти
- Положение кисти относительно поверхности рисунка
- Практические занятия по письму: прорисовка дуг, капелек, спиралек, скобочек, штриховок
5. Итоговое занятие «Коллективное панно «Подарок» (4 часа)
6. Знакомство с особенностями Хохломской росписи (6 часов)
-История возникновения промысла
- Материалы, используемые при выполнении хохломских изделий
- Особенности производства изделий Хохломы
7. Цветовая гамма Хохломской росписи (12часов)
- Палитра Хохломы
- Цвета, используемые в росписи хохломских изделий
- Сочетание цветов
Техника выполнения основных элементов Хохломской росписи
- Положение пальцев на кисти
- Положение кисти относительно поверхности рисунка
- Практические занятия по письму: прорисовка «осочки», «точек», «ресничек», «капелек» в различных сочетаниях
8.Итоговое занятие «Панно «Цветы» (4 часа)
9. Знакомство с особенностями промысла Гжель (6 часов)
- История возникновения промысла.
- Материалы, используемые при выполнении росписи
10. Цветовая гамма Гжели (12 часов)
- Цвета, используемые в росписи изделий
- Сочетание цветов
Техника выполнения основных элементов росписи
- Практические занятия по письму, прорисовка элементов: чёрточки, капельки, штрихи, «сетка», завитки, точки, линии.
11. Итоговое занятие «Тарелочка»(4 часа)
12. Знакомство с Дымковской игрушкой (6 часов)
-История возникновения.
- Материалы, используемые при изготовлении и росписи игрушек
13. Основные элементы росписи Дымковской игрушки (12 часов)
- Положение пальцев на кисти
- Положение кисти относительно поверхности игрушки
- Практические занятия по письму, прорисовка элементов: круги, зигзаги, волнистые линии, точки, примакивания, штриховка «клетка».
Цветовая гамма росписи Дымковской игрушки
- Цвета, используемые в росписи изделий
- Сочетание цветов
14. Итоговая работа «Моя любимая Дымковская игрушка» (2 часа)
15. Знакомство с Филимоновской игрушкой (6 часов)
- История возникновения промысла.
- Материалы, используемые при изготовлении и росписи игрушек
16. Цветовая гамма, используемая для росписи Филимоновской игрушки (10 часов)
- Цвета, используемые в росписи изделий
- Сочетание цветов
Техника выполнения основных элементов росписи Филимоновской игрушки (4 часа)
- Практические занятия по письму, прорисовка элементов: полосы, штрихи, волнистые линии с различным сочетанием точек и штрихов, «ёлочки», звёздочки, зигзаги.
17.Итоговая работа «Филимоновская игрушка»(2 часа)
18. Знакомство со славянской писанкой (4 часа)
-История возникновения.
- Материалы, используемые при изготовлении писанок
19.Цветовая гамма, используемая в росписи писанок (12 часов)
- Цвета, используемые в росписи писанок
- Сочетание цветов
Техника выполнения основных элементов росписи писанок
- Положение пальцев на кисти
- Положение кисти относительно поверхности писанки
- Практические занятия по письму, прорисовка элементов: цветы из примакиваний, круги, зигзаги, волнистые линии, точки различной величины, примакивания в различных сочетаниях, штриховка, «клетка».
20. Итоговая работа «Писанка» (2 часа)
21.Знакомство с Кожлянской игрушкой (2 часа)
- История возникновения промысла.
- Материалы, используемые при изготовлении и росписи игрушек
22. Цветовая гамма, используемая в росписи Кожлянской игрушки
(10 часов)
- Цвета, используемые в росписи изделий
- Сочетание цветов
Техника выполнения основных элементов росписи Кожлянской игрушки
- Положение пальцев на кисти
- Положение кисти относительно поверхности игрушки
- Практические занятия по письму, прорисовка элементов: полосы, штрихи, волнистые линии с различным сочетанием точек и штрихов, «ёлочки», звёздочки, зигзаги, ромбики различного размера.
23.Итоговая работа «Кожлянская игрушка» (2 часа)
4. Планируемые результаты:
К концу 1 — го года обучения дети должны знать:
- краткую историю русских художественных промыслов;
- правила поведения на занятиях и технику безопасности;
- виды инструментов и материалов, используемых на занятиях кружка «Мастерская росписи»;
- композиционное и цветовое решение для выполнения какой-либо росписи.
К концу 1 — го года обучения дети должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях и правила техники безопасности;
- правильно пользоваться кистями и красками;
- подбирать краски для рисования;
- выполнять основные элементы росписей;
- составлять узоры, рисовать согласно образцу;
- расписывать несложным узором шаблоны, подбирая цвет.
5.Способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Мастерская росписи»:
- собеседования;
- беседа;
- наблюдения;
- проведение итогового занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Мастерская росписи»:
- выставки творческих работ кружковцев;
- изготовление сувениров для родителей;
-итоговые коллективных панно;
- участие в конкурсах районного и областного уровня.
6. Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
- литература, иллюстрации, шаблоны по направлению дополнительной программы;
- ТСО (компьютер, принтер);
- кабинет для занятий с обучающимися;
- актовый зал для проведения итоговых выставок.
7. Список используемой литературы
1. Жегалова С.К., Русская народная живопись. — М. Просвещение, 2004 г.
2. Вишневская В.М., Хохлома, Л., 1999 г.
3. Лушина О.П., Верховая роспись, Хохломской художник, 2002 г.
4. Каплан Н.И., Народные художественные промыслы, М.
Высшая школа, 2001 г.
5. Супрун Л.Я., Роспись по дереву, М, 2003 г.
б. Митлянская Т.Б., Городецкая роспись, М, Высшая школа, 2003 г.
7. Арбат Ю.А., Русская народная роспись по дереву, М., 2002 г.
8. Василенко В.М., Народное искусство, М., 2001 г.
9. Воронов С.О., О крестьянском искусстве Городца, М., 2004 г.
10.Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. Очерки. М., 2003 г.
11 .Двойникова Е.С., Лямин И.В., Художественные работы по дереву. М., 2007 г.
1 2.Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.
Городецкая роспись. Художник Раиса Миневич. М., 2001 г.
13. Орлова Л.В. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Хохломская роспись М., 2001 г.
14. Шликалова Т.Е. Волшебные завитки. М., 2001г.
15. И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 2000г.
16. Н. Величко. Мезенская роспись. - АСТ-Пресс, 2014.
Ссылки в сети интернет:
Мезенская роспись
http://lokomoto.liveforums.ru/viewtopic.php?id=165
http://dekor.nm.ru/Mezen/Mezen.htm
Кожлянская игрушка
http://proza.ru/2012/02/08/600
http://jes-j.narod.ru/regosobdpt3a.html
Филимоновская игрушка http://www.filimonovskayaigrushka.ru/data/Image/ff.jpg http://www.filimonovskayaigrushka.ru/data/Image/2.jpg http://www.filimonovskayaigrushka.ru/data/Image/fil3.jpg
Дымковская игрушка
http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm
http://ped-kopilka.ru/
http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/proekt-remyosla-narodov-rossii