ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Программа ДО "Вышивка для души"

 

                            1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа детского объединения «Вышивка для души» составлена в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации

- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»

- Конвенции о правах ребенка

- ФЗ «Об образовании в РФ»

- Указа «О национальной стратегии действий в интересахдетей на 2012-2017 гг.»

- Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

- Устава МКОУ ДО «ДДТ»

Программадетского объединения «Вышивка для души» имеет художественную направленность.

Новизна данной образовательной программы заключается в предложении профориентационныхпутей решения ряда проблем дополнительного образования через внедрение образовательного процесса, повышающего уровень художественного образования и полнее раскрывающего творческий потенциал обучающихся.

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств.

Цели и задачи программы

Цели: овладениетеоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными видами швов, направленными на воспитание художественного  вкуса.

 

 

Задачи:

 

Воспитательные:

$1·       осуществлять трудовое воспитаниеобучающихся;

$1·       воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

$1·       добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Образовательные:

$1·       закреплять и расширять знания, обучить технологии художественной вышивки от простых приемов вышивания до более сложных;

$1·       знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

$1·       раскрыть истоки народного творчества;

$1·       формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

$1·       совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями;

$1·       познакомить детей с историей ремесла, быта, жизни людей в прошлые столетия.

Развивающие:

$1·         способствовать развитию творческой активности;

$1·         формированию психических процессов;

$1·         расширению кругозора; развитию мелкой моторики пальцев рук;

$1·         укреплению волевых качеств личности;

$1·         формирование творческих способностей, духовной культуры;

$1·         развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

$1·         развивать активную деятельность.

Здоровьесберегающие:

$1·       Создавать условия для развития гармоничной личности.

$1·       Приобщать к здоровому образу жизни.

Все материалы подобранны с таким расчетом, что:

$1·       используются допустимые материалы и инструменты;

$1·       посильны для выполнения обучающимся 8-13 летнего возраста.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). 

 

 

Возраст обучающихся 7-13лет. Занятия проходят в группах по 10-12 человек.

Срок реализации  программы детского объединения «Вышивка для души»рассчитана на 1год.

Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.

Основные этапы занятий по программе:

- организационный момент;

- выдача рабочего материала;

- работа над новым заданием;

- устранение ошибок по ходу выполнения работ;

- оценка проделанной работы;

Формы и режим занятий:

 

Формы:
- групповая

- коллективная   
- индивидуальная.

Методы и приемы организации образовательного процесса:
 -  словесные (рассказ, беседа),
 -  наглядные (иллюстрация, демонстрация),
 - практические,
 -  объяснительно – иллюстративные,
 -  частично поисковые, 
 -  игры, конкурсы, викторины,
 -  работа с литературой.

Режим:

занятия проводятся:

1 год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

В группах обучаются 10 – 12 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учебно-тематический план1 год обучения

№ п/п

Наименование

разделови тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Модуль 1. Вышивка. Основы вышивания.

36

4

32

1.1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию.

2

2

-

1.2.

Изготовление образцов вышивки. Основы вышивания

4

2

2

1.3.

Тамбурные швы. Вышивка крестом. Гобеленовые швы

10

-

10

1.4.

Вышивка разных видов швов на изделиях

20

-

20

2

Модуль 2. Вышивка бисером.

34

4

30

2.1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию бисером.

2

2

-

2.2.

Изготовление образцов вышивки бисером. Основы вышивания бисером. Односторонние и двусторонние швы бисером. Специальные швы бисером

8

2

6

2.3.

Виды бисерной вышивки. Бисерная гладь. Каркасная вышивка.

8

-

8

2.4.

Вышивка бисером разных видов швов на изделиях

16

-

16

3

Модуль 3. Изонить.

34

4

30

3.1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История и основы композиции.

2

2

-

3.2.

Подготовка к вышиванию изонитью. Изготовление образцов вышивки изонитью. Заполнение простых фигур.

4

2

2

3.3.

Заполнение фигур. Комбинации из углов и фигур.

8

-

8

3.4.

Узоры и композиции на картоне.

20

-

20

4

Модуль 4. Вышивание с элементами аппликации.

40

4

36

4.1.

Виды вышивки с элементами аппликации

16

2

14

4.2.

Аппликация и хаотичная вышивка бисером

22

2

20

4.3.

Итоги обучения. Творческое задание. Самостоятельная работа

2

-

2

 

ИТОГО:

144

16

128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содержание программы

1-ый год обучения

 

Модуль 1. Вышивка. Основы вышивания.

1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию(2 часа).

- понятие о вышивке, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.

- режим работы, организация рабочего места,

- инструменты и материалы, необходимые для работы,

- правила техники безопасности.

- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.

- Виды орнаментов.

- Композиционное построение узоров.

- Увеличение и уменьшение рисунка.

- Нанесение рисунка на ткань.

- Составление узоров.

1.2.Изготовление образцов вышивки. Основы вышивания (4 часа).

- Контурные швы. Начальные швы и их варианты.

- Шов «вперед иглу», «назад иголку»

- Шов гербовый, «письмо»,парижский,песчаный,с завитушками

- Накидной шов(захватывающий,горизонтальный)

- Шов стебельчатый (обычный, расщепленный, атласный, двойной, рядами, оплетенный)

- Косая бейка                            

- Гладь (простая, вприкреп, с настилом, теневая)

1.3.Тамбурные швы. Вышивка крестом. Гобеленовые швы(10 часов).

- Тамбурный шов (обычный, двухцветный, «зигзаг»)

- Шов «цепочка»,«рыбья кость», «узелки»,«мушка»

- Цветочный шов,шов «цветочек»

- Шов вприкреп (обычный, наклонный),витой шов

- Коралловый шов (обычный, вертикальный, горизонтальный, двойной, закрытый)

- Обработка края («зубчиками», фестонами с настилом, фигурные края)

- Пекинский шов (обычный, двусторонний)

- Два способа вышивки крестом, углы и смена цветов

- Двусторонний крест, крест по диагонали, прямой крест, славянский крест, русский крест, измирский крест

- Шов «Ассизи», «мех горностая»

- Переводные узоры для вышивки

- Полустежок (обычный, диагональный, неполный)

- Закрепление нити

- Гобеленовое шитье (обычное, плотное): захватывающий шов (прямой, косой), плетеный шов

- Парижское шитье, старинное флорентийское шитье

- Шов «брокатель», «рыбья кость», «ёлочка»,«ракушка»

- Алмазное венгерское шитье,двойной измирский крест

- Мозаичное шитье,лучевой шов        

- Шотландское шитье, византийское шитье, флорентийский шов

1.4.Вышивка разныхвидов швов на изделиях (20 часов).

- Салфетки

- Прихватки

- Полотенца

- Картины

Модуль 2. Вышивка бисером.

2.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы.История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиваниюбисером(2 часа).

- понятие о вышивке бисером, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.

- режим работы, организация рабочего места,

- инструменты и материалы, необходимые для работы,

- правила техники безопасности.

- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.

- Виды орнаментов.

- Композиционное построение.

- Увеличение и уменьшение рисунка.

- Нанесение рисунка на ткань.

- Составление рисунков.

2.2. Изготовление образцов вышивки бисером. Основы вышиваниябисером. Односторонние идвусторонние швы бисером. Специальные швы бисером (8 часа).

- Односторонний и двустороннийшов «вперед иглу»

- Одностороннийшов«назад иголку» или арочный шов

- Односторонний и двустороннийшов«вприкреп»

- Одностороннийшов строчной шов, стебельчатый

- Двустороннийшовстебельчато-строчной

- Односторонний монастырский шов

- Специальный обметочный шов

- Специальный петельный шов

2.3. Виды бисерной вышивки. Бисерная гладь. Каркасная вышивка (8 часов).

- Простая гладь

- Гладь со смещением

- Односторонняя каркасная вышивка

- Двусторонняя каркасная вышивка

2.4. Вышивка бисером разных видов швов на изделиях(16 часов).

- Картины

- Брошь, вышитая монастырским швом по канве

- Композиция-картина с аппликацией

- Брошь, выполненная в технике хаотичной вышивки

Модуль 3. Изонить.

3.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы.История иосновы композиции  (2 часа).

- понятие о вышивке бисером, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.

- режим работы, организация рабочего места,

- инструменты и материалы, необходимые для работы,

- правила техники безопасности.

- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.

- Виды орнаментов.

- Композиционное построение.

- Увеличение и уменьшение рисунка.

- Нанесение рисунка на ткань.

- Составление рисунков.

3.2. Подготовка к вышиваниюизонитью. Изготовление образцов вышивкиизонитью.Заполнение простых фигур(4 часа).

- Заполнение углов

- Заполнение окружностей

- Особые способы заполнения

- Треугольник

- Квадрат и ромб

3.3. Заполнение фигур. Комбинации из углов и фигур (8 часа).

- Пятиконечная звезда

- Шестиконечная звезда

- Восьмиконечная звезда

- Шестиугольник

- Многоугольник с ромбом в центре

- Многоугольник с квадратом в центре

- Многоугольник с треугольником в центре

- Сердечко

3.4. Узоры и композиции на картоне (20 часа).

- Морская тематика (рыбы, парусные суда, маяк)

- Бабочки

- Птицы (стилизованные, композиция «полет», петушки, павлин)

- Цветы, звезды, снежинки (букет сирени в вазе, цветы на основе окружности, цветок с заостренными лепестками, дольчатые цветы и солнце, звезда двойного заполнения, звезда галактики)

- Абстрактные и «космические» композиции («Ажур», «Морозный узор», композиция из острых углов, «Шестеренка», «Калейдоскоп», Космическое солнышко, «Чужая планета», «К звездам»)

- Изображения людей (Загадочная дама, Мужчина в цилиндре)

 

Модуль 4. Вышивание с элементами аппликации.

4.1. Виды вышивки с элементами аппликации(16 часов).

- Вышивка с плоскими аппликациями

- Вышивка с набивными аппликациями

- Композиция-картина с аппликацией

4.2.Аппликация и хаотичная вышивка бисером (22 часа).

- Кулон и чехол для мобильного телефона

- Открытка и мешочек для подарка

- Косметичка

- Обложка для фотоальбома или дневника

- Детская сумочка

- Саше

- Рамка для фото или зеркала

- Чехол для зонтика

- Игольница

4.3.Итоги обучения (2 часа).

-Творческое задание.Самостоятельная работа. Подведение итогов. Отбор лучших работ на выставку.

 

 

 

 

 

                                     4.    Планируемые результаты:

 

В результате обучения в детском объединении обучающиеся должны знать:

$1·       о материалах, инструментах;

$1·       о правилах безопасности труда и личной гигиены;

$1·       о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

$1·       о видах декоративно- прикладного искусства

$1·       знания в области композиции;

$1·       о способах аппликации в народном искусстве;

В результате обучения в детском объединении обучающиеся должны уметь:

$1·       работать нужными инструментами и приспособлениями;

$1·       последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

$1·       создавать композицию объемных и плоских цветов.

5.Способы и формы подведения итоговркализации дополнительной образовательной программы

 

Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Вышивка для души»:

    - собеседования;
    - беседа;
    - наблюдения;

- проведение итогового занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Вышивка для души»:

- выставки творческих работ кружковцев;

- участие в конкурсах районного и областного уровня.

 

 

6. Методическое обеспечение

дополнительной образовательной   программы

 

-подборка литературы по направлению дополнительной программы;
- ТСО (компьютер, принтер);

- кабинет для занятий с обучающимися;
- актовый зал для проведениявыставок.


7. Список литературы

 

$11.     Джина Кристанини, ВильмаСтрабелло« Самый полный самоучитель по вышиванию»,« Клуб семейного досуга» г. Белгород , 2015-2016 гг.

$12.     Бисер. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих / Смолина Е.С., Журушкина Ю.А., Ковалева О.А. и др. – Москва: Эксмо, 2020. – 256 с.

$13.     Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.: ил. – (Мастер-класс на дому).

$14.     Наниашвили И. Вышивка бисером. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 64 с.

$15.     Сеть Интернет.

$16.     Вышивка. – МН.: Изд. ООО «Красико-принт», 1997г.

$17.     Сычева Л.В. « Вышивка ручная, машинная мережки», 1992г.

$18.      «Вышиваем подарки, сувениры, аксессуары» , М.: Мой мир,   2007г.

$19.     Журнал «Делаем сами» Моя уютная кухня, Вышиваем крестиком, ООО « Издательский дом «ТОЛОКА».№ 4 ,  2014г.

$110.              Максимова М. – Вышивка. Первые шаги. – Москва. ЗАО издательство Экс-мо. 1997г.

$111.              Ереминко Т. – Вышивка. Техника. Приемы. Изделия. – Москва. Аст – Пресс.2000 г.

$112.                Глинская Е. - Азбука вышивания. – Издательство Мехнат Ташкент ,1994г.

$113.              Ереминко Т. – Иголка волшебница. – Москва Просвещение, 1987г.