Программа ДО "Вышивка для души"
1.Пояснительная записка
Рабочая программа детского объединения «Вышивка для души» составлена в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации
- Государственной программы РФ «Развитие образования 2013 – 2020 гг.»
- Конвенции о правах ребенка
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Указа «О национальной стратегии действий в интересахдетей на 2012-2017 гг.»
- Приказа министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Устава МКОУ ДО «ДДТ»
Программадетского объединения «Вышивка для души» имеет художественную направленность.
Новизна данной образовательной программы заключается в предложении профориентационныхпутей решения ряда проблем дополнительного образования через внедрение образовательного процесса, повышающего уровень художественного образования и полнее раскрывающего творческий потенциал обучающихся.
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств.
Цели и задачи программы
Цели: овладениетеоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными видами швов, направленными на воспитание художественного вкуса.
Задачи:
Воспитательные:
$1· осуществлять трудовое воспитаниеобучающихся;
$1· воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
$1· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Образовательные:
$1· закреплять и расширять знания, обучить технологии художественной вышивки от простых приемов вышивания до более сложных;
$1· знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
$1· раскрыть истоки народного творчества;
$1· формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
$1· совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями;
$1· познакомить детей с историей ремесла, быта, жизни людей в прошлые столетия.
Развивающие:
$1· способствовать развитию творческой активности;
$1· формированию психических процессов;
$1· расширению кругозора; развитию мелкой моторики пальцев рук;
$1· укреплению волевых качеств личности;
$1· формирование творческих способностей, духовной культуры;
$1· развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
$1· развивать активную деятельность.
Здоровьесберегающие:
$1· Создавать условия для развития гармоничной личности.
$1· Приобщать к здоровому образу жизни.
Все материалы подобранны с таким расчетом, что:
$1· используются допустимые материалы и инструменты;
$1· посильны для выполнения обучающимся 8-13 летнего возраста.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Возраст обучающихся 7-13лет. Занятия проходят в группах по 10-12 человек.
Срок реализации программы детского объединения «Вышивка для души»рассчитана на 1год.
Продолжительность занятия – 45 минут с 10 минутным перерывом.
Основные этапы занятий по программе:
- организационный момент;
- выдача рабочего материала;
- работа над новым заданием;
- устранение ошибок по ходу выполнения работ;
- оценка проделанной работы;
Формы и режим занятий:
Формы:
- групповая
- коллективная
- индивидуальная.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (иллюстрация, демонстрация),
- практические,
- объяснительно – иллюстративные,
- частично поисковые,
- игры, конкурсы, викторины,
- работа с литературой.
Режим:
занятия проводятся:
1 год обучения – 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)
В группах обучаются 10 – 12 человек.
2.Учебно-тематический план1 год обучения
№ п/п
|
Наименование
разделови тем
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Модуль 1. Вышивка. Основы вышивания.
|
36
|
4
|
32
|
1.1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию.
|
2
|
2
|
-
|
1.2.
|
Изготовление образцов вышивки. Основы вышивания
|
4
|
2
|
2
|
1.3.
|
Тамбурные швы. Вышивка крестом. Гобеленовые швы
|
10
|
-
|
10
|
1.4.
|
Вышивка разных видов швов на изделиях
|
20
|
-
|
20
|
2
|
Модуль 2. Вышивка бисером.
|
34
|
4
|
30
|
2.1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию бисером.
|
2
|
2
|
-
|
2.2.
|
Изготовление образцов вышивки бисером. Основы вышивания бисером. Односторонние и двусторонние швы бисером. Специальные швы бисером
|
8
|
2
|
6
|
2.3.
|
Виды бисерной вышивки. Бисерная гладь. Каркасная вышивка.
|
8
|
-
|
8
|
2.4.
|
Вышивка бисером разных видов швов на изделиях
|
16
|
-
|
16
|
3
|
Модуль 3. Изонить.
|
34
|
4
|
30
|
3.1.
|
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История и основы композиции.
|
2
|
2
|
-
|
3.2.
|
Подготовка к вышиванию изонитью. Изготовление образцов вышивки изонитью. Заполнение простых фигур.
|
4
|
2
|
2
|
3.3.
|
Заполнение фигур. Комбинации из углов и фигур.
|
8
|
-
|
8
|
3.4.
|
Узоры и композиции на картоне.
|
20
|
-
|
20
|
4
|
Модуль 4. Вышивание с элементами аппликации.
|
40
|
4
|
36
|
4.1.
|
Виды вышивки с элементами аппликации
|
16
|
2
|
14
|
4.2.
|
Аппликация и хаотичная вышивка бисером
|
22
|
2
|
20
|
4.3.
|
Итоги обучения. Творческое задание. Самостоятельная работа
|
2
|
-
|
2
|
|
ИТОГО:
|
144
|
16
|
128
|
3.Содержание программы
1-ый год обучения
Модуль 1. Вышивка. Основы вышивания.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы. История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиванию(2 часа).
- понятие о вышивке, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
- режим работы, организация рабочего места,
- инструменты и материалы, необходимые для работы,
- правила техники безопасности.
- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.
- Виды орнаментов.
- Композиционное построение узоров.
- Увеличение и уменьшение рисунка.
- Нанесение рисунка на ткань.
- Составление узоров.
1.2.Изготовление образцов вышивки. Основы вышивания (4 часа).
- Контурные швы. Начальные швы и их варианты.
- Шов «вперед иглу», «назад иголку»
- Шов гербовый, «письмо»,парижский,песчаный,с завитушками
- Накидной шов(захватывающий,горизонтальный)
- Шов стебельчатый (обычный, расщепленный, атласный, двойной, рядами, оплетенный)
- Косая бейка
- Гладь (простая, вприкреп, с настилом, теневая)
1.3.Тамбурные швы. Вышивка крестом. Гобеленовые швы(10 часов).
- Тамбурный шов (обычный, двухцветный, «зигзаг»)
- Шов «цепочка»,«рыбья кость», «узелки»,«мушка»
- Цветочный шов,шов «цветочек»
- Шов вприкреп (обычный, наклонный),витой шов
- Коралловый шов (обычный, вертикальный, горизонтальный, двойной, закрытый)
- Обработка края («зубчиками», фестонами с настилом, фигурные края)
- Пекинский шов (обычный, двусторонний)
- Два способа вышивки крестом, углы и смена цветов
- Двусторонний крест, крест по диагонали, прямой крест, славянский крест, русский крест, измирский крест
- Шов «Ассизи», «мех горностая»
- Переводные узоры для вышивки
- Полустежок (обычный, диагональный, неполный)
- Закрепление нити
- Гобеленовое шитье (обычное, плотное): захватывающий шов (прямой, косой), плетеный шов
- Парижское шитье, старинное флорентийское шитье
- Шов «брокатель», «рыбья кость», «ёлочка»,«ракушка»
- Алмазное венгерское шитье,двойной измирский крест
- Мозаичное шитье,лучевой шов
- Шотландское шитье, византийское шитье, флорентийский шов
1.4.Вышивка разныхвидов швов на изделиях (20 часов).
- Салфетки
- Прихватки
- Полотенца
- Картины
Модуль 2. Вышивка бисером.
2.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы.История вышивки. Основы композиции.Подготовка к вышиваниюбисером(2 часа).
- понятие о вышивке бисером, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
- режим работы, организация рабочего места,
- инструменты и материалы, необходимые для работы,
- правила техники безопасности.
- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.
- Виды орнаментов.
- Композиционное построение.
- Увеличение и уменьшение рисунка.
- Нанесение рисунка на ткань.
- Составление рисунков.
2.2. Изготовление образцов вышивки бисером. Основы вышиваниябисером. Односторонние идвусторонние швы бисером. Специальные швы бисером (8 часа).
- Односторонний и двустороннийшов «вперед иглу»
- Одностороннийшов«назад иголку» или арочный шов
- Односторонний и двустороннийшов«вприкреп»
- Одностороннийшов строчной шов, стебельчатый
- Двустороннийшовстебельчато-строчной
- Односторонний монастырский шов
- Специальный обметочный шов
- Специальный петельный шов
2.3. Виды бисерной вышивки. Бисерная гладь. Каркасная вышивка (8 часов).
- Простая гладь
- Гладь со смещением
- Односторонняя каркасная вышивка
- Двусторонняя каркасная вышивка
2.4. Вышивка бисером разных видов швов на изделиях(16 часов).
- Картины
- Брошь, вышитая монастырским швом по канве
- Композиция-картина с аппликацией
- Брошь, выполненная в технике хаотичной вышивки
Модуль 3. Изонить.
3.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты и материалы.История иосновы композиции (2 часа).
- понятие о вышивке бисером, беседа, подготовка к занятию. Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
- режим работы, организация рабочего места,
- инструменты и материалы, необходимые для работы,
- правила техники безопасности.
- Изучение цветовой гаммы по виду творчества.
- Виды орнаментов.
- Композиционное построение.
- Увеличение и уменьшение рисунка.
- Нанесение рисунка на ткань.
- Составление рисунков.
3.2. Подготовка к вышиваниюизонитью. Изготовление образцов вышивкиизонитью.Заполнение простых фигур(4 часа).
- Заполнение углов
- Заполнение окружностей
- Особые способы заполнения
- Треугольник
- Квадрат и ромб
3.3. Заполнение фигур. Комбинации из углов и фигур (8 часа).
- Пятиконечная звезда
- Шестиконечная звезда
- Восьмиконечная звезда
- Шестиугольник
- Многоугольник с ромбом в центре
- Многоугольник с квадратом в центре
- Многоугольник с треугольником в центре
- Сердечко
3.4. Узоры и композиции на картоне (20 часа).
- Морская тематика (рыбы, парусные суда, маяк)
- Бабочки
- Птицы (стилизованные, композиция «полет», петушки, павлин)
- Цветы, звезды, снежинки (букет сирени в вазе, цветы на основе окружности, цветок с заостренными лепестками, дольчатые цветы и солнце, звезда двойного заполнения, звезда галактики)
- Абстрактные и «космические» композиции («Ажур», «Морозный узор», композиция из острых углов, «Шестеренка», «Калейдоскоп», Космическое солнышко, «Чужая планета», «К звездам»)
- Изображения людей (Загадочная дама, Мужчина в цилиндре)
Модуль 4. Вышивание с элементами аппликации.
4.1. Виды вышивки с элементами аппликации(16 часов).
- Вышивка с плоскими аппликациями
- Вышивка с набивными аппликациями
- Композиция-картина с аппликацией
4.2.Аппликация и хаотичная вышивка бисером (22 часа).
- Кулон и чехол для мобильного телефона
- Открытка и мешочек для подарка
- Косметичка
- Обложка для фотоальбома или дневника
- Детская сумочка
- Саше
- Рамка для фото или зеркала
- Чехол для зонтика
- Игольница
4.3.Итоги обучения (2 часа).
-Творческое задание.Самостоятельная работа. Подведение итогов. Отбор лучших работ на выставку.
4. Планируемые результаты:
В результате обучения в детском объединении обучающиеся должны знать:
$1· о материалах, инструментах;
$1· о правилах безопасности труда и личной гигиены;
$1· о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
$1· о видах декоративно- прикладного искусства
$1· знания в области композиции;
$1· о способах аппликации в народном искусстве;
В результате обучения в детском объединении обучающиеся должны уметь:
$1· работать нужными инструментами и приспособлениями;
$1· последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
$1· создавать композицию объемных и плоских цветов.
5.Способы и формы подведения итоговркализации дополнительной образовательной программы
Способы проверки знаний и умений обучающихся детского объединения «Вышивка для души»:
- собеседования;
- беседа;
- наблюдения;
- проведение итогового занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы детского объединения «Вышивка для души»:
- выставки творческих работ кружковцев;
- участие в конкурсах районного и областного уровня.
6. Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
-подборка литературы по направлению дополнительной программы;
- ТСО (компьютер, принтер);
- кабинет для занятий с обучающимися;
- актовый зал для проведениявыставок.
7. Список литературы
$11. Джина Кристанини, ВильмаСтрабелло« Самый полный самоучитель по вышиванию»,« Клуб семейного досуга» г. Белгород , 2015-2016 гг.
$12. Бисер. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих / Смолина Е.С., Журушкина Ю.А., Ковалева О.А. и др. – Москва: Эксмо, 2020. – 256 с.
$13. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.: ил. – (Мастер-класс на дому).
$14. Наниашвили И. Вышивка бисером. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 64 с.
$15. Сеть Интернет.
$16. Вышивка. – МН.: Изд. ООО «Красико-принт», 1997г.
$17. Сычева Л.В. « Вышивка ручная, машинная мережки», 1992г.
$18. «Вышиваем подарки, сувениры, аксессуары» , М.: Мой мир, 2007г.
$19. Журнал «Делаем сами» Моя уютная кухня, Вышиваем крестиком, ООО « Издательский дом «ТОЛОКА».№ 4 , 2014г.
$110. Максимова М. – Вышивка. Первые шаги. – Москва. ЗАО издательство Экс-мо. 1997г.
$111. Ереминко Т. – Вышивка. Техника. Приемы. Изделия. – Москва. Аст – Пресс.2000 г.
$112. Глинская Е. - Азбука вышивания. – Издательство Мехнат Ташкент ,1994г.
$113. Ереминко Т. – Иголка волшебница. – Москва Просвещение, 1987г.