Программа ДО "Турист"
ВВЕДЕНИЕ
Занятия проводятся 2 раза в педелю по 1,5 часа. Общее количество часов- 105, Количество детей в группе - 11 человек. Группа профильная, состав постоянный. Возраст обучающихся – 10-14 лет.
Занятия проводятся со всей группой. Набор детей в детское объединение производится согласно пройденного медосмотра о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к занятиям туризма.
Формы оценивания обучающихся: зачеты (вязка узлов, оказание доврачебной помощи), тестирование (томография, медицина), участие в соревнованиях.
Процесс обучения направлен на укрепление здоровья, формирование представлений о географии края, его прошлом и настоящем, представление о туризме как виде спорта и одной из форм активного отдыха. Воспитанники должны научиться составлять план путешествия, разрабатывать маршрут, фиксировать наблюдения, ориентироваться на местности, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, ставить палатку, разводить костер, овладеть техникой безопасного прохождения этапов и т.д. Кроме того, в течение года учащиеся должны совершить не менее двух походов, в которых они закрепляют на практике знания, получаемых па занятиях.
Учебные занятия, походы и экскурсии предполагают не только получение учащимися определенных туристских знаний и умений, но также призваны выработать у них умение общаться в коллективе сверстников, строить свои взаимоотношения на основе товарищества, партнерства, взаимовыручки. Кроме того, обучаясь основам туризма, воспитанники учатся анализировать, решать поставленные задачи и т.д. Содержание учебной программы сгруппировано по следующим разделам: изучение природы родного края, топографическая подготовка и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, оказание первой доврачебной медицинской помощи, изучение туристического быта, спецподготовка к соревнованиям и др.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитывая современную экологическую обстановку в полной мере реализовать потребность растущего организма в физических нагрузках и двигательной активности, трудно переоценить значение туристских походов, которые одновременно являются важным средством оздоровления и профилактики заболеваний.
Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует физические данные человека, вырабатывает такие важные качества, как выносливость, силу, ловкость, смелость.
Краеведческая работа, как неотъемлемая часть занятий туризмом, способствует более глубокому пониманию изучаемого материала. Происходит конкретизация знаний, усвоенных в школе, и обогащение новыми знаниями с закреплением последних практической деятельностью.
Программа объединения «Турист» создана с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по направлениям «География», «Краеведение», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Общая физическая подготовка».
Туристско-краеведческая деятельность представляет обучающимся возможность увидеть места исторических событий, природу и сохранившиеся памятники определенной -эпохи. Занятия туризмом способствует формированию у подрастающего поколения целостного восприятия мира, развитию самостоятельности и познавательной активности.
Особенность программы «Турист» состоит в се связи, с одной стороны, с предметами естественного цикла (биологией, географией, краеведением), с другой стороны - спортивной областью.
Материал программы основан па спортивных достижениях в области туризма, спортивного ориентирования.
ЦЕЛЬ:формировать интерес детей к туристско-краеведческой деятельности, подготовить учащихся к районным и областным соревнованиям.
ЗАДАЧИ:
$1- развивать познавательный интерес к туризму; приобретать определенные
знания, умения, навыки туристской деятельности;
$1- воспитывать навыки здорового образа жизни, умение работать в коллективе,
дисциплинированность, ответственность;
$1- развивать двигательные умения и навыки детей (ловкость, силу и т.д.), а также
мыслительные процессы (память, внимание).
$1-
П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
ТЕМА
|
количестве
|
) часов
|
|
|
№№
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
1.
|
Вводное занятие
|
1,5
|
1,5
|
-
|
|
2.
|
География и природа родного края
|
3
|
1,5
|
1,5
|
|
3.
|
Прошлое Курского края
|
4,5
|
3
|
1,5
|
1,5
|
4.
|
Туристический быт
|
10,5
|
4,5
|
6
|
|
5.
|
Туристическое снаряжение
|
10,5
|
4,5
|
6
|
|
6.
|
Топографическая подготовка и ориентирование на местности
|
10,5
|
4,5
|
6
|
|
7.
|
Подготовка к походам
|
18
|
6
|
12
|
|
8.
|
Итоги похода
|
6
|
1,5
|
4,5
|
|
9.
|
Правила санитарии и гигиены
|
10,5
|
4,5
|
6
|
|
10.
|
Первая доврачебная медицинская помощь в походе
|
10,5
|
3
|
7,5
|
|
11.
|
Общефизическая подготовка
|
18
|
-
|
18
|
|
12.
|
Спецподготовка к туристским соревнованиям
|
15
|
3
|
12
|
|
13.
|
Выполнение ОП и СП
|
3
|
-
|
3
|
|
14.
|
Итоговое занятие
|
1,5
|
т
|
3
|
|
|
Итого:
|
105
|
34,5
|
70,5
|
|
III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с правилами и обязанностями обучающихся детского объединения. Расписание занятий. Инструктаж по технике безопасности: осветительные приборы, розетки, выключатели, электропроводка.
2.ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ.
Географическое положение. Природные особенности. Рельеф. Климат. Реки и озера. Определение устойчивости погоды, ее перемены.
3. ПРОШЛОЕ КУРСКОГО КРАЯ.
Быт и занятия курян, народные промыслы. Музеи и заповедники. Памятники истории и культуры. Выдающиеся люди.
4.ТУРИСТСКИЙ БЫТ.
Выбор места для бивака. Установка (снятие) бивака. Различные типы костров. Кипячение воды. Уборка места привала. Противопожарные меры. Сушка и ремонт одежды и обуви. Меню. Хранение продуктов. Режим дня. Игры.
5.ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Необходимое групповое и личное снаряжение. Различные типы палаток, рюкзаков. Ведра, очаги, крючки. Комплектование ремнабора.
6. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОРИЕНТИРОВАНИИ НА МЕСТНОСТИ
Карты географические и топографические. Условные знаки. Ориентирование по компасу и карте. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по выбору и в заданном направлении. Азимут. Азимутальный ход. Масштаб. Устройство компаса.
7.ПОДГОТОВКА К ПОХОДАМ
Распределение обязанностей в группе. План подготовки, ознакомление с районом похода. Совершение однодневного похода.
8.ИТОГИ ПОХОДА
Обработка собранных материалов. Оформление фотогазеты. Оформление дневника. Вечер подведения итогов.
9.ПРАВИЛА САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ.
Общегигиенические требования. Умывание. Купание. Поддержание чистоты тела и ног. Требование к одежде и обуви. Питьевой режим. Обеззараживание воды,
10.ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ
Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающему. Помощь при
обморожении. Состав походной аптечки. Изготовление носилок и волокуши. Транспортировка пострадавшего. Переломы. Различные типы повязок.
11.ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подтягивание, отжимание, бег на 100м, кросс, подвижные игры.
12. СПЕЦПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКИМ СОРЕВНОВАНИЯМ.
Вязка узлов. Спуск/подъем спортивным способом. Спуск/подъем на схватывающем узле. Траверс склона по перилам (самонаведение). Параллельные веревки: «Мышеловка», «Ромб», «Бабочка», «Жерди», «Кочки», «Навесная переправа», «Паутина».
$113. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ООП И СПФ.
Прием зачетов.
$114.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подведение итогов работы за учебный го.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит несколько теоретических разделов:
«География и природа род нот края», «Прошлое Курского края», «Туристское снаряжение», «Правила санитарии и гигиены». При изучении данных разделов планируется проведение лекций и бесед с учащимися, работа с физической и другими картами Курской области, рассмотрение таблиц и анализ информации из дополнительных источников.
Такие разделы как «Подготовка к походам», «Общефизическая подготовка», «Спецподготовка к туристским соревнованиям» предполагают практические занятия с учащимися, сопровождаемые теоретическими комментариями руководителя. Оборудованием для проведения таких занятий является личное и групповое туристское снаряжение учащихся.
В целом, для успешной реализации программы необходимо использовать перечень оборудования и материалов, указанных в календарно-тематическом планировании.
V.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В итоге дополнительного образования туристы должны знать:
$1- историю Курского края;
$1- правила поведения соревнований;
$1- правила санитарии и гигиены;
$1- топографические знаки;
$1- географию и природу родного края.
Уметь:
$1- оказать первую доврачебную помощь;
$1- преодолевать этапы дистанций по пешеходному туризму;
$1- работать с картами;
$1- выполнять требования по ОФП и СПП;
$1- разрабатывать маршруты для проведения походов;
$1- правильно оформлять походную документацию.
ЛИТЕРАТУРА
$11. А.М.Куприн «На местности и но карте», Москва «Недра», 1982г.
$12. А.З.Сафиуллин «Географическое краеведение», Москва «Просвещение»,
1979г.
$13. Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО».
$14. Ю.Л.Шальков «Здоровье туриста», Москва «Физкультура и спорт», 1987г.
$15. «Физическая география» 5 класс Карты. Москва «Просвещение», 1987г.
$16. Центральный Совет по туризму и экскурсиям «Организация туристской
работы в туристских учреждениях», Москва ЦРЦБ «Турист», 1984г.
$17. Центральный Совет по туризму и экскурсиям «Туристское лагерное
снаряжение», Москва ЦРИЬ «Турист», 1981г.
$18. В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование», Москва «Просвещение», 1990г.
$19. Е.И.Веретенников, И.А.Дронов «Общественный туристский актив», Москва
«Профиздат», 1990г.
10.ЦДЭТС «Виды маршрутной съемки в туристских походах школьников»,
Москва, 1982г.
11.Курский областной ИПК и ПРО «Курский край: история и современность»,
Курск, 1993г. 12.С.Б.Елаховский «Бег к невидимой цели», Москва «Физкультура и спорт»,
1979г.
13.КГПУ «Очерки о природе Курской области», Курск, 1999г. 14.КГПУ «Некоторые вопросы истории нового времени и краеведения», Курск
1973г. 15.В.В.Титова «Туристско-краеведческие кружки в школе» Москва «Просвещение», 1988г. 16.ОДООЦТур. Краеведения и экскурсии. Методические рекомендации
«Организация и проведение соревнований учащихся по пешеходному
туризму в системе туристского многоборья, г.Курск, 2004г.